В данном алерте не рассматриваются предлагаемые изменения в части регулирования КИК и обязанностей операторов посреднических цифровых платформ. Эти вопросы мы обсудим в следующих алертах.
1. Расширение перечня налогов и обязательных платежей в НК РФ
А. Включение взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносов «на травматизм») в сферу действия НК РФ (изменения в ст. 2, 8 НК РФ)В настоящее время взносы «на травматизм» исключены из сферы действия Налогового кодекса прямой нормой п. 3 ст. 2 НК РФ. Планируется их включение в НК РФ, администрирование этих взносов будет возложено на налоговые органы. По аналогии с иными видами обязательного социального страхования они будут уплачиваться в составе единого налогового платежа.
Вступление в силу: с 1 января 2027 г.
Комментарий «Пепеляев Групп»
С 2027 г. в ведение налоговых органов перейдут все уплачиваемые бизнесом страховые взносы (исключение – страховые взносы на ОМС неработающего населения: это взносы-«трансферты» из бюджетов регионов).
Планируется также внесение корреспондирующих изменений в уголовное и уголовное-процессуальное законодательство: ст. 199.3, 199.4 УК РФ об уклонении от уплаты страховых взносов на травматизм утратят силу ( законопроект № 680-9). Ответственность за уклонение от их уплаты будет наступать по статьям об уклонении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов – ст. 198 (для физических лиц) и ст. 199 (для юридических лиц) УК РФ. Это значит, что количество видов платежей, учитываемых при определении порога криминообразующей задолженности, вырастет, при этом не планируется менять суммовой порог для признания задолженности криминальной.
Б. Введение налога на сверхдоходы (новый п. 14 ст. 13 НК РФ, изменения в ст. 11.3 и др. статьи НК РФ)
В систему налогов НК РФ вводится новый федеральный налог – налог на сверхдоходы. Налог не будет уплачиваться в качестве единого налогового платежа и учитываться при определении совокупной налоговой обязанности.
Корреспондирующие поправки вносятся в ст. 45, 52, 79 НК РФ о порядке исполнения обязанности по уплате налога, его исчисления и уплаты, возврата излишне уплаченного.
Вступление в силу: с 1 января 2027 г.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Введение налога на сверхдоходы сопровождается законом «О налоге на сверхдоходы» ( законопроект № 618-9), который определит условия его взимания. В текущей версии законопроекта плательщиками налога признаются организации – недропользователи по отдельным видам полезных ископаемых (товарные и многокомпонентные комплексные руды, горно-химическое неметаллическое и содержащее металлы сырье, содержащие драгоценные металлы полупродукты по установленному списку). Налоговая ставка – 30% от денежного выражения сверхдохода, за исключением налоговой базы для золота, для которой предлагается ставка 20%.
2. Налоговое администрирование и контроль
А. Перенос сроков уплаты налогов и авансовых платежей на предшествующий рабочий день для декабря (новый п. 6.1 ст. 7 НК РФ)По действующему законодательству, если срок уплаты налога (авансового платежа по налогу) приходится на выходной, нерабочий праздничный или нерабочий день, днем уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Планируется ввести правило для платежей по налогу (авансовому платежу), срок уплаты которого приходится на выходной, нерабочий праздничный или нерабочий день декабря: днем окончания срока уплаты будет считаться предшествующий рабочий день.
Вступление в силу: по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Налоги и авансовые платежи, уплата которых приходится на декабрь, необходимо будет уплатить в последний рабочий день, не допуская в том числе переноса уплаты на первые рабочие дни января следующего года. Год назад такие изменения уже предлагались для всего года, но были исключены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Эти изменения объективно нужны только для конца декабря, к чему мы и приходим сейчас.
Б. Уточнение порядка ознакомления с материалами проверки (изменения в п. 3 ст. 101 НК РФ)
Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик вправе до рассмотрения материалов налоговой проверки ознакомиться с материалами, в том числе путем снятия копий.
Данная норма будет дополнена указанием на электронные копии, которые записываются на носитель информации проверяемого лица.
Вступление в силу: по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Комментарий «Пепеляев Групп»
На практике налоговые органы и сейчас при ознакомлении выдают электронные копии материалов. Нововведение закрепит эту практику и позволит проводить ознакомление с материалами проверки в более короткие сроки.
В. Требования о сохранения режима налоговой тайны в отношении сведений о счетах и вкладах физических лиц (изменения в п. 10 ст. 102 НК РФ)
Положения ст. 102 НК РФ о налоговой тайне планируется распространить на сведения о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, открытых в кредитных организациях, переданные в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Вступление в силу: с 1 января 2027 г.
3. Возможность получения рассрочки отсроченной задолженности
Действующий абзац четвертый п. 4 ст. 61 НК РФ содержит прямой запрет на повторное предоставление отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, по которым ранее было принято решение об их предоставлении.Планируется дополнить норму исключением: по окончании действия отсрочки допускается однократная рассрочка суммы отсроченных платежей. По тексту предложена формулировка «отсрочка и (или) рассрочка» вместо текущего «или». При этом общий срок действия отсрочки и последующей рассрочки не должен превышать установленные для рассрочки три года (новая ред. п. 1 ст. 64 НК РФ).
Вступление в силу: по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Изменение делает механизм отсрочки и рассрочки более гибким. Возможность ступенчатого исполнения обязательства позволяет учесть финансовое состояние налогоплательщика и отвечает интересам как бюджета, так и должника.
4. Увеличение размера штрафов за налоговые правонарушения
Значительно – от 2,5 до 14 раз – планируется увеличить размеры штрафов за налоговые правонарушения. Выборочно приводим изменения по основным (вне связи с деятельностью КИК или цифровых платформ) правонарушениям, установленным НК РФ.|
Правонарушение |
Сейчас |
Планируется |
|
Ст. 116: нарушение порядка постановки на учет |
|
|
|
Нарушение срока подачи заявления (п. 1) |
10 000 руб. |
30 000 руб. |
|
Ведение деятельности без постановки на учет (п. 2) |
10% дохода, но не менее 40 000 руб. |
10% дохода, но не менее 121 000 руб. |
|
Ст. 119: непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам), расчета сумм выплаченных иностранным организациям дохода (п. 1) |
5% суммы за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1000 руб. |
5% суммы за каждый месяц, но не более 30% и не менее 2600 руб. |
|
Ст. 120: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения |
||
|
В течение одного налогового периода (п. 1) |
10 000 руб. |
28 000 руб. |
|
В течение более одного налогового периода (п. 2) |
30 000 руб. |
83 000 руб. |
|
При занижении налоговой базы (п. 3) |
40 000 руб. |
111 000 руб. |
|
Ст. 125: несоблюдение порядка владения имуществом под арестом или обеспечительными мерами |
30 000 руб. |
83 000 руб. |
|
Ст. 126: непредставление в установленный срок сведений налоговому органу |
||
|
Непредставление документов и сведений, предусмотренных налоговым законодательством (п. 1) |
200 руб. за каждый документ |
560 руб. за каждый документ |
|
Непредставление налоговым агентом расчета сумм НДФЛ (п. 1.2) |
1000 руб. |
1850 руб. |
|
Непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике или отказ от предоставления документов (п. 2) |
10 000 руб. с ЮЛ и ИП; 1000 руб. с ФЛ |
25 000 руб. с ЮЛ и ИП; 2500 руб. с ФЛ |
|
Ст. 126.1: представление документов с недостоверными сведениями налоговым агентом налоговому органу |
500 руб. за каждый документ |
900 руб. за каждый документ |
|
Ст. 128: ответственность свидетеля |
||
|
Неявка или уклонение от явки без уважительных причин |
1000 руб. |
14 000 руб. |
|
Неправомерный отказ от дачи показаний, заведомо ложные показания |
3000 руб. |
42 000 руб. |
|
Ст. 129.1: неправомерное несообщение сведений (в том числе пояснений) налоговому органу |
||
|
Однократное (п. 1) |
5000 руб. |
14 000 руб. |
|
Повторное в течение календарного года (п. 2) |
20 000 руб. |
56 000 руб. |
|
Сведения об участниках иностранной организации (п. 2.1) |
50 000 руб. |
75 000 руб. |
Планируется ввести штраф за непредставление российской организацией налоговому органу сообщения о создании обособленного подразделения на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), размер штрафа составит 121 000 руб. (новый п. 3.1 ст. 126 НК РФ). К выявлению обособленных подразделений, не стоящих на учете, планируется привлекать региональные органы власти.
Также существенно (в 2,5 раза) планируется увеличить штрафы за нарушение обязанностей по налоговому законодательству банком и оператором платформы цифрового рубля (изменения в ст. 132, 134, 135.1, 135.2 НК РФ).
Вступление в силу: с 1 января 2027 г.
5. Иные поправки
Законопроект вносит ряд изменений юридико-технического характера, уточняет нормы об издании подзаконных нормативных актов по налогам, а также продлевает на один год – до 2029 г. – антикризисные полномочия Правительства РФ, введенные ранее с 2020 г.О чем подумать, что сделать
Рекомендуем ознакомиться с текстом законопроекта и отслеживать принятие его финальной версии.Специалисты «Пепеляев Групп» готовы проконсультировать вас по любым возникающим в связи с поправками вопросам.
