Загрузка...
15.11.2010
8 мин. на чтение

Изменение законодательства Санкт-Петербурга о налоговых льготах для инвесторов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что законодательство Санкт-Петербурга о налоговых льготах для инвесторов с 2011 г. претерпит существенные изменения.

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят в трех чтениях внесенный губернатором законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» [1].

Напомним, сейчас в Санкт-Петербурге одновременно действует несколько норм о налоговых льготах.

Первая группа норм о льготах действует с 2005 г. Инвесторы, осуществившие в течение календарного года вложения для производственных нужд, получают на 3 налоговых периода следующие льготы (ст. 11-4, 11-5 и 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 г. № 81-11 «О налоговых льготах» [2]):

  • при сумме вложений от 150 до 300 млн. руб. – право применять ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 15,5% (вместо общей ставки 18%), а также уплачивать налог на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете суммы вложений, по ставке 1,1% (вместо общей ставки 2,2%);
  • при сумме вложений от 300 млн. руб. - право применять ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%, а также уплачивать налог на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете суммы вложений, по ставке 1,1%;
  • при сумме вложений от 50 млн. руб. и при условии, что не менее 80%  выручки они получают от реализации высокотехнологичных товаров, работ, услуг собственного производства по видам деятельности, перечисленным в законе - право применять ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%.

С 2007 г. параллельно появилась вторая группа норм - о льготах для инвесторов, осуществивших более существенные вложения (подп. 11 п. 1 ст. 11-1 и ст. 11-5-1 Закона № 81-11):

  • при сумме вложений за 3 календарных года подряд не менее 3 млрд. руб. – в течение 5 налоговых периодов применяется ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%, а также освобождение от налога на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете вложений.

Хотя принципиально указанные льготы были схожи, условия их получения были сформулированы в различных статьях и в важных деталях отличались друг от друга. Кроме того, практика выявила многочисленные спорные вопросы применения законодательства о льготах, которые решались неоднократным внесением поправок в Закон № 81-11, а также принятием судебных актов по конкретным спорам налогоплательщиков.

В соответствии с комментируемым нами Законопроектом действующие в настоящее время нормы о льготах утратят силу: нормы первой группы - с 01.01.2011 г., нормы второй группы – с 01.01.2013 г. Вместо них с 01.01.2011 г. будут действовать новые ст. 11-8 и 11-9 Закона № 81-11, устанавливающие унифицированные условия применения льгот.

Обращаем Ваше внимание: организации, выполнившие условия для получения действующих льгот из «первой группы» до 01.01.2011 г., или льгот из «второй группы» - до 01.01.2013 г. – будут продолжать использовать льготы в течение срока, на который они предоставлены, и в соответствии с действующими в настоящее время статьями Закона № 81-11. Таким образом, для таких организаций в связи с принятием Законопроекта ничего не меняется.

Условия применения вновь вводимых Законопроектом льгот

Законопроект сохраняет традиционный для Санкт-Петербурга подход, согласно которому для получения льгот не требуется заключение какого-либо инвестиционного договора с городскими властями, включение инвестиционного проекта в официально утверждаемый перечень и т.п. Льготы предоставляются в заявительном порядке. Условия получения льгот сформулированы в Законопроекте с учетом практики применения действующих норм Закона № 81-11.

На льготы могут претендовать организации, которые одновременно отвечают следующим условиям и требованиям:

  • являются плательщиками налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-Петербурга (т.е. по-прежнему не обязательно, чтобы Санкт-Петербург был местом нахождения организации – достаточно, чтобы в городе находилось обособленное подразделение);
  • осуществляют виды экономической деятельности в соответствии с разделами D «Обрабатывающие производства», и(или) E «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», и(или) I «Транспорт и связь» ОКВЭД, за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных кодами ОКВЭД: 60.24.3 «Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем», 61.10.3 «Аренда морских транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг», 61.20.3 «Аренда внутренних водных транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг», 62.20.3 «Аренда воздушного транспорта с экипажем», 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» (кроме кодов ОКВЭД: 63.23.1 «Деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами», 63.23.2 «Управление воздушным движением», 63.23.3 «Эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.», 63.23.4 «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов»), 64 «Связь». Таким образом, перечень отраслей, представители которых могут претендовать на применение льгот, существенно сокращен по сравнению с существующими нормами. В частности, льготами не смогут воспользоваться организации, осуществляющие деятельность в области связи.
  • осуществили в течение не более трех календарных лет подряд начиная с 1 января 2010 г. для ведения ими на территории Санкт-Петербурга экономической деятельности, относящейся к указанным видам, вложения на общую сумму от 800 млн руб. (включительно) и более.
  • либо осуществили в течение не более трех календарных лет подряд начиная с 1 января 2010 г. вложения на общую сумму от 50 млн руб. (включительно) и более, для производства на территории Санкт-Петербурга определенных видов продукции, при условии, что у них в общей сумме доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не менее 80% составляет выручка от реализации высокотехнологичной продукции собственного производства в соответствии со следующими кодами Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93,перечисленными в Законопроекте (это касается, в частности, производства компьютеров, лазеров, программного обеспечения, готового к использованию: системное программное обеспечение, инструментальные средства, прикладные программы, и др.) Такие организации обязаны обеспечивать раздельный бухгалтерский учет выручки от реализации указанных видов продукции.

Определение вложений в Законопроекте сформулировано с учетом проблем, возникавших ранее на практике: это новые (не бывшие ранее в эксплуатации) объекты амортизируемых основных средств в случаях их приобретения, и (или) сооружения (строительства, в том числе хозяйственным способом) за плату, и (или) их получения в качестве вклада в уставный капитал, и (или) их получения по договору лизинга (при условии, что согласно договору лизинга объекты амортизируемых основных средств учитываются на балансе лизингополучателя), а также объекты амортизируемых основных средств, находящиеся на территории Санкт-Петербурга, по которым осуществлена реконструкция и (или) модернизация, при условии, что все указанные объекты основных средств приняты к бухгалтерскому учету, введены в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, предназначены и используются в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) и (или) для управленческих нужд организации, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организацией, осуществившей такие вложения.

Не признаются вложениями объекты основных средств, полученные безвозмездно, а также предназначенные и (или) используемые для предоставления организацией за плату во временное пользование по договору аренды и (или) во временное владение и пользование по договору лизинга в случае, если объекты основных средств учитываются на балансе лизингодателя.

По сравнению с существующими определениями вложений (которые различны для первой  второй групп льгот) обращают на себя внимание следующие отличия:

  • вновь вводимые в эксплуатацию основные средства должны быть именно новыми (ранее было достаточно, чтобы они ранее не эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга);
  • прямо исключены из состава вложений основные средства, предназначенные и (или) используемые для предоставления в аренду (ранее суды подтвердили, что действующими в настоящее время льготами первой группы могут пользоваться в т.ч. организации, предоставляющие имущество в аренду - в основном это касалось коммерческой недвижимости – торговых центров, складских комплексов и т.д.).

В Законопроекте не указано, следует ли считать условием получения льготы оплату произведенных вложений. Данный вопрос возникал на практике при применении первой группы ныне действующих льгот и однозначно разрешен судами, которые подтвердили, что оплата к условиям получения льготы не относится.

Состав льгот:

  • применение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%;
  • освобождение от налога на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете суммы вложений для получения права на льготы.

Срок применения льгот

Право на применение льгот возникает начиная с 1-го числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, по результатам которого общая сумма вложений достигнет величин, необходимых в соответствии с Законопроектом. Право на применение льгот предоставляется на 5 налоговых периодов.

Досрочная утрата права на льготы

В случае отчуждения объектов основных средств, включенных в расчет общей суммы вложений, до истечения 5 лет после возникновения права на применение льгот налогоплательщик должен осуществить перерасчет сумм налога на имущество и налога на прибыль организаций за все время применения льгот, и доплатить «сэкономленную» ранее сумму в бюджет.

Под отчуждением объектов основных средств в данном случае понимается выбытие (списание с бухгалтерского учета) таких объектов основных средств, и(или) их передача своим филиалам и иным обособленным подразделениям, не имеющим статуса юридического лица и расположенным за пределами Санкт-Петербурга, и(или) их предоставление другой организации за плату во временное владение или во временное владение и пользование по договору аренды и(или) по договору лизинга.

Однако такой перерасчет не осуществляется, если в результате отчуждения объектов основных средств общая сумма вложений не станет меньше 800 млн. руб.

В отличие от действующих льгот исключено такое основание досрочной утраты права на льготы как начисление к уплате в бюджет Санкт-Петербурга во время применения льгот меньшей суммы налогов, чем было начислено в году, по итогам которого возникло право на льготы («базовом» году).

Законопроект должен быть подписан губернатором Санкт-Петербурга и официально опубликован в ближайшие дни. Рекомендуем всем организациям, которые осуществляют на территории Санкт-Петербурга вложения на значительные суммы в основные средства, проанализировать возможность применения льгот с учетом изменений, вносимых Законопроектом.


[1] Далее – Законопроект.

[2] Далее – Закон № 81-11.


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.02.2024

Итоги 2023 года: ключевые события юридического регулирования фармацевтического бизнеса.

Из ролика вы узнаете о ключевых событиях юридического регулирования фармацевтического бизнеса в 2023 году.

Смотреть

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...

22.04.2024

Налоговые новости. Дайджест 15-21 апреля 2024 г.

Главные новости: Ведомства согласовали поправки к законопроекту о криминализации «бумажных» начислений НДС; Закон...

19.04.2024

Use the News: метро до Пулково, аферы с НДС, платежи в юанях, ТСЖ и поиск шпионов

Business FM Петербург попросил экспертов Северной столицы прокомментировать события. На втором месте в нашем небольшом топе...