Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Изменение законодательства Санкт-Петербурга о налоговых льготах для инвесторов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что законодательство Санкт-Петербурга о налоговых льготах для инвесторов с 2011 г. претерпит существенные изменения.

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят в трех чтениях внесенный губернатором законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» [1].

Напомним, сейчас в Санкт-Петербурге одновременно действует несколько норм о налоговых льготах.

Первая группа норм о льготах действует с 2005 г. Инвесторы, осуществившие в течение календарного года вложения для производственных нужд, получают на 3 налоговых периода следующие льготы (ст. 11-4, 11-5 и 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 г. № 81-11 «О налоговых льготах» [2]):

  • при сумме вложений от 150 до 300 млн. руб. – право применять ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 15,5% (вместо общей ставки 18%), а также уплачивать налог на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете суммы вложений, по ставке 1,1% (вместо общей ставки 2,2%);
  • при сумме вложений от 300 млн. руб. - право применять ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%, а также уплачивать налог на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете суммы вложений, по ставке 1,1%;
  • при сумме вложений от 50 млн. руб. и при условии, что не менее 80%  выручки они получают от реализации высокотехнологичных товаров, работ, услуг собственного производства по видам деятельности, перечисленным в законе - право применять ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%.

С 2007 г. параллельно появилась вторая группа норм - о льготах для инвесторов, осуществивших более существенные вложения (подп. 11 п. 1 ст. 11-1 и ст. 11-5-1 Закона № 81-11):

  • при сумме вложений за 3 календарных года подряд не менее 3 млрд. руб. – в течение 5 налоговых периодов применяется ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%, а также освобождение от налога на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете вложений.

Хотя принципиально указанные льготы были схожи, условия их получения были сформулированы в различных статьях и в важных деталях отличались друг от друга. Кроме того, практика выявила многочисленные спорные вопросы применения законодательства о льготах, которые решались неоднократным внесением поправок в Закон № 81-11, а также принятием судебных актов по конкретным спорам налогоплательщиков.

В соответствии с комментируемым нами Законопроектом действующие в настоящее время нормы о льготах утратят силу: нормы первой группы - с 01.01.2011 г., нормы второй группы – с 01.01.2013 г. Вместо них с 01.01.2011 г. будут действовать новые ст. 11-8 и 11-9 Закона № 81-11, устанавливающие унифицированные условия применения льгот.

Обращаем Ваше внимание: организации, выполнившие условия для получения действующих льгот из «первой группы» до 01.01.2011 г., или льгот из «второй группы» - до 01.01.2013 г. – будут продолжать использовать льготы в течение срока, на который они предоставлены, и в соответствии с действующими в настоящее время статьями Закона № 81-11. Таким образом, для таких организаций в связи с принятием Законопроекта ничего не меняется.

Условия применения вновь вводимых Законопроектом льгот

Законопроект сохраняет традиционный для Санкт-Петербурга подход, согласно которому для получения льгот не требуется заключение какого-либо инвестиционного договора с городскими властями, включение инвестиционного проекта в официально утверждаемый перечень и т.п. Льготы предоставляются в заявительном порядке. Условия получения льгот сформулированы в Законопроекте с учетом практики применения действующих норм Закона № 81-11.

На льготы могут претендовать организации, которые одновременно отвечают следующим условиям и требованиям:

  • являются плательщиками налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-Петербурга (т.е. по-прежнему не обязательно, чтобы Санкт-Петербург был местом нахождения организации – достаточно, чтобы в городе находилось обособленное подразделение);
  • осуществляют виды экономической деятельности в соответствии с разделами D «Обрабатывающие производства», и(или) E «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», и(или) I «Транспорт и связь» ОКВЭД, за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных кодами ОКВЭД: 60.24.3 «Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем», 61.10.3 «Аренда морских транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг», 61.20.3 «Аренда внутренних водных транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг», 62.20.3 «Аренда воздушного транспорта с экипажем», 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» (кроме кодов ОКВЭД: 63.23.1 «Деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами», 63.23.2 «Управление воздушным движением», 63.23.3 «Эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.», 63.23.4 «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов»), 64 «Связь». Таким образом, перечень отраслей, представители которых могут претендовать на применение льгот, существенно сокращен по сравнению с существующими нормами. В частности, льготами не смогут воспользоваться организации, осуществляющие деятельность в области связи.
  • осуществили в течение не более трех календарных лет подряд начиная с 1 января 2010 г. для ведения ими на территории Санкт-Петербурга экономической деятельности, относящейся к указанным видам, вложения на общую сумму от 800 млн руб. (включительно) и более.
  • либо осуществили в течение не более трех календарных лет подряд начиная с 1 января 2010 г. вложения на общую сумму от 50 млн руб. (включительно) и более, для производства на территории Санкт-Петербурга определенных видов продукции, при условии, что у них в общей сумме доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не менее 80% составляет выручка от реализации высокотехнологичной продукции собственного производства в соответствии со следующими кодами Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93,перечисленными в Законопроекте (это касается, в частности, производства компьютеров, лазеров, программного обеспечения, готового к использованию: системное программное обеспечение, инструментальные средства, прикладные программы, и др.) Такие организации обязаны обеспечивать раздельный бухгалтерский учет выручки от реализации указанных видов продукции.

Определение вложений в Законопроекте сформулировано с учетом проблем, возникавших ранее на практике: это новые (не бывшие ранее в эксплуатации) объекты амортизируемых основных средств в случаях их приобретения, и (или) сооружения (строительства, в том числе хозяйственным способом) за плату, и (или) их получения в качестве вклада в уставный капитал, и (или) их получения по договору лизинга (при условии, что согласно договору лизинга объекты амортизируемых основных средств учитываются на балансе лизингополучателя), а также объекты амортизируемых основных средств, находящиеся на территории Санкт-Петербурга, по которым осуществлена реконструкция и (или) модернизация, при условии, что все указанные объекты основных средств приняты к бухгалтерскому учету, введены в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, предназначены и используются в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) и (или) для управленческих нужд организации, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организацией, осуществившей такие вложения.

Не признаются вложениями объекты основных средств, полученные безвозмездно, а также предназначенные и (или) используемые для предоставления организацией за плату во временное пользование по договору аренды и (или) во временное владение и пользование по договору лизинга в случае, если объекты основных средств учитываются на балансе лизингодателя.

По сравнению с существующими определениями вложений (которые различны для первой  второй групп льгот) обращают на себя внимание следующие отличия:

  • вновь вводимые в эксплуатацию основные средства должны быть именно новыми (ранее было достаточно, чтобы они ранее не эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга);
  • прямо исключены из состава вложений основные средства, предназначенные и (или) используемые для предоставления в аренду (ранее суды подтвердили, что действующими в настоящее время льготами первой группы могут пользоваться в т.ч. организации, предоставляющие имущество в аренду - в основном это касалось коммерческой недвижимости – торговых центров, складских комплексов и т.д.).

В Законопроекте не указано, следует ли считать условием получения льготы оплату произведенных вложений. Данный вопрос возникал на практике при применении первой группы ныне действующих льгот и однозначно разрешен судами, которые подтвердили, что оплата к условиям получения льготы не относится.

Состав льгот:

  • применение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 13,5%;
  • освобождение от налога на имущество в отношении основных средств, учтенных при расчете суммы вложений для получения права на льготы.

Срок применения льгот

Право на применение льгот возникает начиная с 1-го числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, по результатам которого общая сумма вложений достигнет величин, необходимых в соответствии с Законопроектом. Право на применение льгот предоставляется на 5 налоговых периодов.

Досрочная утрата права на льготы

В случае отчуждения объектов основных средств, включенных в расчет общей суммы вложений, до истечения 5 лет после возникновения права на применение льгот налогоплательщик должен осуществить перерасчет сумм налога на имущество и налога на прибыль организаций за все время применения льгот, и доплатить «сэкономленную» ранее сумму в бюджет.

Под отчуждением объектов основных средств в данном случае понимается выбытие (списание с бухгалтерского учета) таких объектов основных средств, и(или) их передача своим филиалам и иным обособленным подразделениям, не имеющим статуса юридического лица и расположенным за пределами Санкт-Петербурга, и(или) их предоставление другой организации за плату во временное владение или во временное владение и пользование по договору аренды и(или) по договору лизинга.

Однако такой перерасчет не осуществляется, если в результате отчуждения объектов основных средств общая сумма вложений не станет меньше 800 млн. руб.

В отличие от действующих льгот исключено такое основание досрочной утраты права на льготы как начисление к уплате в бюджет Санкт-Петербурга во время применения льгот меньшей суммы налогов, чем было начислено в году, по итогам которого возникло право на льготы («базовом» году).

Законопроект должен быть подписан губернатором Санкт-Петербурга и официально опубликован в ближайшие дни. Рекомендуем всем организациям, которые осуществляют на территории Санкт-Петербурга вложения на значительные суммы в основные средства, проанализировать возможность применения льгот с учетом изменений, вносимых Законопроектом.


[1] Далее – Законопроект.

[2] Далее – Закон № 81-11.


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

29.11.2021
Антимонопольный клуб провел хакатон по комплаенсу
25.11.2021
Константин Шарловский принял участие в круглом столе Ассоциации Российских Фарма...
17.11.2021
Наталья Присекина назначена руководителем МКАС при ТПП РФ во Владивостоке
18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters