Загрузка...
23.07.2020
3 мин. на чтение

В Государственную Думу внесен законопроект о введении новой системы контроля

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 1 января 2021 г. планируется к введению национальная система прослеживаемости: соответствующий законопроект[1] внесен в Государственную Думу.

Новая система будет распространяться на товары, импортируемые в РФ. Перечень товаров будет утверждаться специальным Постановлением Правительства РФ. К примеру, в настоящий момент в эксперименте[2] участвуют следующие категории товаров:

  • холодильное и морозильное оборудование;
  • автопогрузчики, прочие погрузчики и тягачи, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы;
  • машины стиральные;
  • оборудование для обработки текстиля;
  • мониторы, проекторы, приемники телевизионные;
  • детские коляски и автомобильные кресла;
  • схемы электронные интегральные.

Особенности документарной прослеживаемости

Как и система маркировки, система прослеживаемости призвана контролировать товарные потоки, однако имеет ряд существенных различий. В частности, в её основе лежит не физическая маркировка товаров, а партионный учет. Администратором новой системы будет ФНС России. Документы, составленные в рамках системы прослеживаемости, могут стать предметом исследования в рамках камеральной проверки декларации по НДС.

Специфика партионного учёта

Идентификатором партии будет являться регистрационный номер партии товара (РНПТ). Данный номер формируется следующим образом:

  • в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории государств дальнего зарубежья, РНПТ формируется самим импортером из показателей декларации на товары;
  • в отношении товаров, ввозимых с территории государств – членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории РФ, РНПТ формируется налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего уведомления налогоплательщика;
  • в отношении товаров, конфискованных после ввоза на территорию РФ, и товаров, задержанных таможенными органами, РНПТ формируется таможенным органом.

Источники формирования системы прослеживания

Основными источниками формирования системы прослеживания будут следующие документы:

  • на этапе ввоза - уведомление о ввозе товаров. Налогоплательщики должны будут также подать уведомления об остатках товаров в срок не позднее 30 дней с даты включения наименования товара в перечень прослеживаемых товаров;
  • внутренний оборот прослеживаемых товаров будет отражаться в налоговой декларации по НДС, а для налогоплательщиков, не являющихся плательщиками НДС – в специальном отчете;
  • товары выбывают из системы прослеживаемости тогда, когда на них прекращается право собственности по основаниям, не связанным с реализацией (в том числе в связи с передачей в производство), при реализации потребителям, и при вывозе с территории РФ. Соответствующие сведения нужно будет отразить в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Обязанности налогоплательщиков, возникающие в связи с введением документарной прослеживаемости

Система предполагает обязательное ведение электронного документооборота (ЭДО) для всех ее участников. РНПТ должен будет указываться в электронном счете-фактуре. На налогоплательщиков, приобретающих прослеживаемые товары, будет возлагаться обязанность удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре и (или) в документе об отгрузке товаров регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости. Сервис проверки уже разработан ФНС России.

comment.jpg

Обеспечивать соблюдение новых требований планировалось оборотными штрафами от 5 до 10 % от стоимости соответствующих товаров. Однако усилиями бизнес-сообщества удалось смягчить меры ответственности: в редакции законопроекта, внесенного в Госдуму, предусмотрены фиксированные штрафы – от 200 до 1000 рублей за каждый непредставленный документ.

О чем подумать? Что сделать?

Прежде всего необходимо разработать требования для внедрения дополнительного программного обеспечения или донастройки текущих систем. Также следует позаботиться о внедрении юридически значимого электронного документооборота.

Не исключено, что в первое время система будет допускать задержки и сбои. В том случае, если компания ввозит товары с территории ЕАЭС или владеет остатками товаров, подлежащих прослеживаемости, этот момент лучше сразу учесть в договорах с контрагентами.

Помощь консультанта

Специалисты "Пепеляев Групп" готовы оказать необходимую правовую поддержку в части применения нового регулирования и адаптации бизнес-процессов компании.



[1] Законопроект № 991147-7 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».

[2] Проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации 23.06.2020 № 913) 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

15.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка

Продолжаем обзоры налоговых тем, которые не дошли до рассмотрения высшими судами, но интересны с точки зрения развития налогового...

15.04.2024

Подтвержденные нотариусом обстоятельства в налоговых спорах

Продолжая тему доказательств в налоговых делах, автор исследует нотариально удостоверенный допрос. О том, какие процессуально-правовые...

15.04.2024

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика....

15.04.2024

Новая редакция пункта 1 статьи 129.3 НК РФ: проблемы толкования

Нормы, устанавливающие публично-правовую ответственность, должны отвечать высоким стандартам с точки зрения ясности и непротиворечивости....