Загрузка...
05.02.2014
7 мин. на чтение

Готовятся изменения в законодательство об иностранных инвестициях в стратегические общества

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении законопроекта  о внесении существенных изменений в Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Законопроект был принят в первом чтении в мае 2013 г., а его дальнейшее рассмотрение назначено на апрель 2014 г.

Цель очередных изменений – дальнейшее упрощение механизма контроля, устранение излишних административных барьеров для иностранных инвесторов и создание благоприятного инвестиционного климата. Ко второму чтению законопроекта ФАС России подготовила ряд поправок, которые пока не утверждены Правительством РФ (ознакомиться с ними можно на официальном сайте Службы ).

Сообщаем об основных положениях законопроекта и поправок к нему.

Случаи неприменения Закона 57-ФЗ

Ряд изменений предлагается в отношении норм, определяющих случаи и условия неприменения ограничений, установленных в отношении иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества.

Так, в действующей редакции закона предусмотрено исключение, согласно которому, если до совершения сделки, подлежащей контролю, иностранный инвестор или группа лиц уже контролируют стратегическое общество, т.е. прямо или косвенно распоряжаются более чем 50% общего количества голосов в стратегическом хозяйственном обществе, приобретение таким иностранным инвестором или группой лиц дополнительных акций (долей) не требует согласования . Законопроектом предлагается внести изменения, согласно которым сделка будет подпадать под исключение, только если сам иностранный инвестор, намеревающийся её совершить, уже распоряжается более чем 50% в уставном капитале стратегического хозяйственного общества, либо если иностранный инвестор находится под контролем лица, осуществляющего одновременно контроль над стратегическим хозяйственным обществом, т.е. если сделка осуществляется между материнской и дочерней компаниями. Случай, когда группа иностранного инвестора уже имеет контроль над стратегическим обществом, предлагается исключить.

Аналогичное исключение предлагается ввести для стратегических обществ, являющихся недропользователями, однако для таких обществ условия, исключающие контроль, сформулированы несколько жестче. Предлагается исключить из-под контроля сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) в уставном капитале стратегического хозяйственного общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор уже владеет более чем 75% процентами акций данного общества.

Кроме того, предложено исправить ряд неточностей и недоработок, которые усложняют практическое применение положений Закона 57-ФЗ. В частности, предлагается внести исправления в исключение из-под действия Закона 57-ФЗ сделок по приобретению контроля над стратегическими хозяйственными обществами организациями, находящимися под контролем РФ или граждан РФ . В действующей редакции Закона 57-ФЗ предусмотрено, что под исключение подпадают сделки между организациями, находящимися под контролем РФ или граждан РФ. Буквальное прочтение данной нормы позволяет сделать вывод о том, что для применения исключения обе стороны сделки, а не только приобретатель, должны контролироваться РФ или российскими гражданами. При этом очевидно, что для целей контроля за осуществлением иностранных инвестиций продавец акций (долей) и контролирующие его лица решающего значения не имеют. Законопроектом предлагается более четко сформулировать данную норму, чтобы из нее однозначно следовало, что контроля РФ или гражданина РФ над иностранным инвестором достаточно для применения исключения. Кроме того, изменениями предусмотрено нераспространение норм Закона N 57-ФЗ на отношения, связанные с совершением сделок инвесторами, находящимися под контролем субъектов Российской Федерации, а не только РФ.

Также готовятся поправки, которые направлены на исключение неоднозначного толкования действующей редакции нормы о нераспространении Закона 57-ФЗ на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества, являющиеся недропользователями, когда Российская Федерация имеет право контролировать такое общество, распоряжаясь более чем 50% общего количества голосов . Изменениями предлагается уточнить, что для применения исключения после совершения сделки право контроля Российской Федерации в отношении стратегического общества должно сохраняться. Указанное дополнение не изменит сложившуюся практику правоприменения , но упростит понимание и толкование норм Закона 57-ФЗ.  

Перечень стратегических видов деятельности


Изменения, направленные на ослабление контроля, предлагается внести также в перечень видов деятельности, которые признаются стратегическими . Законопроектом предусмотрена поправка о том, что стратегической признается не любая деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а только подлежащая лицензированию, кроме того, предлагается исключить из-под контроля случаи её осуществления хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством продуктов питания.

Эксперты давно указывали на тот факт, что предприятия пищевой промышленности, например, по производству сыров, кисломолочных продуктов, соков, хлебобулочных изделий, пива и т.д. без достаточных на то оснований подпадают под действие Закона 57-ФЗ из-за наличия у них лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Принятие предложенных изменений будет долгожданной мерой по либерализации подхода к таким предприятиям.

Процедурные изменения


Предлагается внести ряд изменений в процедуру получения согласования Правительственной комиссии.

Законопроектом предусматривается возможность продления срока действия решения Правительственной комиссии о предварительном согласовании сделки на основании соответствующего обращения заявителя с обоснованием необходимости продления срока и указанием необходимого дополнительного срока. Продление срока действия решения о предварительном согласовании сделки либо отказ в таком продлении принимается Правительственной комиссией. В настоящее время, если иностранный инвестор не успевает совершить сделку в тот срок, который установлен в решении Правительственной комиссии на основании предложения заявителя, ему требуется заново готовить пакет документов и обращаться за согласованием.

Кроме того, предлагается  установить обязанность иностранных инвесторов или группы лиц предоставлять информацию о совершении сделок, решение о предварительном согласовании которых принято Правительственной комиссией. В настоящее время такая обязанность предусмотрена подзаконным актом. Так, в соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 838 иностранные инвесторы, по ходатайству которых принято решение о предварительном согласовании определенной сделки, информируют уполномоченный орган о ее реализации. При этом уведомление подается в соответствии со ст. 14 Закона 57-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 795. Очень важно закрепить данную обязанность именно на уровне закона, так как для иностранных инвесторов далеко не всегда очевидна необходимость уведомлять о сделке, в отношении которой было получено предварительное согласие.

Ко второму чтению ФАС России предложила также включить в перечень документов и информации, предоставляемых с заявлением о предварительном согласовании сделки (установления контроля), помимо документов и сведений, перечисленных в ст. 8 Закона, также сведения о конечных выгодоприобретателях. Введение данного требования приведет к усилению контроля за иностранными инвесторами и повышению прозрачности сделок и рынка в целом. В то же время, необходимо четко определить термин «конечный выгодоприобретатель», так как он отсутствует в антимонопольном законодательстве и вызывает на практике большое количество вопросов.

Кроме того, в качестве поправки ко второму чтению ФАС России предлагает внести дополнительный  пункт в ст. 12 Закона 57-ФЗ, устанавливающую перечень обязательств, которые могут быть наложены соглашением на иностранного инвестора, предусматривающий обязанность иностранного инвестора по переработке на территории РФ водных биологических ресурсов.

О чем подумать, что предпринять

В связи с планируемыми изменениями мы рекомендуем:

1.Следить за статусом рассмотрения и принятия изменений в Закон 57-ФЗ.

2.При определении необходимости согласования сделки с Правительственной Комиссией обратить внимание на изменения, касающиеся исключения некоторых случаев приобретения стратегических хозяйственных обществ из-под контроля.

3.В отношении совершенных компанией нарушений Закона 57-ФЗ проверить ретроспективное действие изменений, так как часть сделок, требовавших согласования с Правительственной Комиссией, но совершенных без такого согласования, после вступления изменений в силу не будет признаваться нарушением законодательства в связи с отменой / изменением нормы закона, устанавливающей состав правонарушения.

4.Если компания имеет лицензию на использование возбудителей инфекционных заболеваний, уточнить, сохраняет ли она статус стратегического общества.

5.При необходимости совершения сделки, в отношении которой истек срок действия согласования Правительственной Комиссии, обратиться за продлением срока.

6.Направить уведомление о совершении сделки, в отношении которой было получено согласование Правительственной Комиссии, если ранее компания не направляла такое уведомление.

7.Определить конечных выгодоприобретателей, информацию о которых необходимо предоставлять вместе с заявлением о согласовании сделки.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» следят за рассмотрением и принятием предлагаемых изменений и готовы ответить на вопросы, возникающие в связи с изменением нормативного регулирования порядка согласования сделок иностранных инвесторов в отношении стратегических обществ, а также провести в компаниях необходимые тренинги. Кроме того, наши специалисты готовы предоставить правовую поддержку по вопросам ретроспективного действия описанных норм на уже заключенные сделки, принять участие в судебных спорах с ФАС России в случае их возникновения.  

Юристы «Пепеляев Групп» обеспечивают правовую поддержку по проектам, связанным с оценкой сделок, планируемых к совершению коммерческими организациями, на предмет необходимости их согласования с Правительственной Комиссией в соответствии с Законом 57-ФЗ. Кроме того, юристы «Пепеляев Групп» предоставляют правовую поддержку по вопросам получения согласования и (или) уведомления Правительственной Комиссии о совершении сделки, включая все необходимые этапы от подготовки заявления и пакета документов до правового сопровождения рассмотрения сделки в уполномоченных органах.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:


в Москве - к Елене Соколовской, Руководителю группы по антимонопольному регулированию «Пепеляев Групп», по тел: +7 (495) 967-00-07 либо по e.sokolovskaya@pgplaw.ru;

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасённову, Руководителю петербургской практики, по тел.: (812) 640 -60-10 либо по s.spasennov@pgplaw.ru;

В Красноярске - к Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел. (391) 277-73-00 либо по e.lysenko@pgplaw.ru.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

28.02.2024

Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках. Сергей Пепеляев и Щербак Е.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках» Елизаветой Щербак...

Смотреть

22.11.2023

Интервью с руководителем Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Егором Лысенко

Интервью с руководителем Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Егором Лысенко.

27.10.2023

«Дедушкина оговорка» для резидентов ОЭЗ отменена. Что это значит

 С 1 января 2024 года налоговая оговорка для резидентов ОЭЗ больше не работает. Для них изменятся не только текущие...

16.10.2023

Применение резидентами ТОР и СПВ льготы по страховым взносам: новые тенденции

Весной 2023 г. ФНС России дала разъяснения по вопросам применения таких льгот. Автор статьи считает, что отдельные положения...

16.10.2023

Зыбкая почва ОЭЗ

Рынок, регулируемый надежной правовой базой, – одно из основных условий инвестиционной привлекательности страны. Надежность...