Загрузка...
31.03.2020
7 мин. на чтение

COVID-19: налоговые сверхполномочия Правительства, НДФЛ на доходы по вкладам, страховые взносы

en

Юридическая компания Пепеляев Групп сообщает о принятии Государственной Думой 31 марта 2020 г. Федерального закона[1], предусматривающего первые законодательные налоговые меры по поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса.

1. Правительство РФ в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. наделяется правом издания нормативно-правовых актов, которые могут изменять и/или дополнять нормы Налогового кодекса по следующим вопросам:

- приостановление, отмена или перенос на более поздний срок назначения и проведения налоговых проверок, продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, а также решений о взыскании;

- продление установленных Кодексом сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, в т.ч. по региональным и местным налогам;

- продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов;

- определение дополнительных оснований предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

- определение оснований и условий неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

- определение оснований и условий неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Органы региональной исполнительной власти наделяются правом продлить сроки уплаты региональных и местных налогов, если соответствующие меры не были введены Правительством РФ, либо устанавливать более длительные сроки продления, в том числе для отдельных категорий налогоплательщиков.

Аналогичные расширенные полномочия Правительства РФ на период с 1 января по 31 декабря 2020 г. устанавливаются и в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе по следующим вопросам: продление сроков уплаты страховых взносов, сроков представления расчетов и (или) иных документов, сроков направления и исполнения требований об уплате недоимки по страховых взносам, пеней и штрафов, а также сроков принятия решений о взыскании; установление дополнительных оснований предоставления в 2020 г. отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов; установление оснований и условий неприменения ответственности.

Акты Правительства РФ могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 г.

comment.jpg

Правительство и органы исполнительной власти субъектов на текущий год наделяются широкими полномочиями по основным вопросам налогообложения и налогового администрирования, которые в обычное время являются прерогативой законодателя. По нашему мнению, соответствующие акты должны приниматься не в ущерб правам налогоплательщиков, а исключительно в целях устранения негативного эффекта на экономику пандемии коронавируса и принятых в связи с нею ограничительных мер.

2. Для целей Кодекса уточнено понятие «рабочий день», которым считается день, не признаваемый выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем. Соответственно, когда истечение установленного НК РФ срока приходится на такой день, днем окончания срока считается первый рабочий день.

comment.jpg

Данная поправка позволяет устранить возникшую неопределенность о том, как должны исчисляться сроки, приходящиеся на объявленные Президентом РФ нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. В частности, это касается срока подачи отчетности по налогу на прибыль за 2019 г.

3. Отменен особый порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г. Теперь такие доходы будут облагаться в общем порядке с иными доходами по операциям с ценными бумагами.

4. С 1 января 2021 г. совокупные доходы физического лица в виде процентов, полученных по всем вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей сумму процентов, рассчитанную как произведение 1 миллиона рублей и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на первое число соответствующего календарного года.

От налогообложения освобождаются доходы по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода (года) не превышает 1% годовых, а также по счетам эскроу.

При получении доходов в виде процентов в иностранной валюте, такие доходы пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода.

Расчет суммы налога, подлежащего уплате по итогам года, осуществляется налоговым органом на основании представленных банками не позднее 1 февраля следующего года сведений о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов по рублевым вкладам, процентная ставка по которым в течение всего года не превышала 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Уплата налога физическими лицами осуществляется на основании направленных налоговыми органами уведомлений не позднее 1 декабря года, следующего за годом получения доходов в виде процентов.

comment.jpg

До сих пор доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) подлежали обложению НДФЛ только в случае превышения процентной ставки более чем на 5 п.п. над ставкой рефинансирования ЦБ РФ (по валютным вкладам – 9% годовых), поэтому фактическое налогообложение процентных доходов физических лиц НДФЛ не осуществлялось. Новые нормы вводятся в строгом соответствии с положениями п. 1 ст. 5 НК РФ (не ранее следующего налогового периода).

Использование ключевой ставки ЦБ РФ для определения необлагаемой суммы дохода применительно к общей сумме вкладов (остатков на счетах) в пределах 1 миллиона рублей позволяет исключить вопросы определения налоговой базы при наличии у физического лица нескольких вкладов (счетов) с разными процентными ставками.

5. Предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, признаваемыми субъектами малого и среднего предпринимательства (подп. 16 п. 1 статьи 427 НК РФ).

Для указанных плательщиков начиная с 2021 г. применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  • 10% - на обязательное пенсионное страхование (как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так и сверх предельной величины[2]);
  • 0 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 5% - на обязательное медицинское страхование.

Несмотря на то, что пониженные тарифы улучшают положения налогоплательщика они устанавливаются с 01.01.2021.

Однако Закон специально определяет, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для субъектов МСП будут действовать такие же пониженные ставки тарифов страховых взносов, что вводятся в действие в 01.01.2021.

comment.jpg

Пониженный тариф страховых взносов как на период с 01.04.2020 по 31.12.2020, так и с 2021 г. будет применяться, как и предлагал Президент РФ, только в отношении той части выплат в пользу физического лица, которая превышает величину МРОТ (в настоящее время 12 130 руб.). В отношении величины выплат, не превышающей или равной МРОТ, сохраняются общие ставки тарифов страховых взносов (статья 425 НК РФ):

  •  22% и 10% на обязательное пенсионное страхование (в пределах установленной предельной величины и сверх такой величины соответственно);
  •  2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  •  5,1% - на обязательное медицинское страхование.

Таким образом, анонсированное 25 марта 2020 г. Президентом РФ снижение в два раза с 30% до 15% размера страховых взносов для малых и средних предприятий (на суммы зарплаты, превышающую минимальный размер оплаты труда) фактически учтено в Законе.

6. Вносятся соответствующие изменения в статью 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в частности пониженные тарифы страховых взносов для страхователей, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Начиная с 2021 года для таких страхователей – субъектов МСП будут применяться следующие тарифы страховых взносов:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

- 22% - в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину МРОТ;

- 10% - в части превышения над величиной МРОТ.

  •  сверх предела установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательной пенсионное страхование:

- 10% - в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину МРОТ;

- 10% - в части превышения над величиной МРОТ.

Там же утверждены таблицы тарифов страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии, распределяемые Пенсионным фондом РФ на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной пенсии).

Точно такие же ставки страховых взносов для страхователей, признаваемых субъектами МСП, предусмотрены и на период с 1 апреля 2020 до 31 декабря 2020 года. Положения Закона в этой части распространяются на период с 01.04.2020, несмотря на более позднее вступление его в силу.



[1]Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[2] Предельная величина установлена на 2020 год Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407 и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 292 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2020 г.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...