Загрузка...
13.02.2019
5 мин. на чтение

Cудебная практика по рекламным расходам и расходам на маркетинг в рамках внутригрупповых отношений

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о судебной практике по расходам на рекламу и маркетинг, который понес налогоплательщик – производитель продукции в рамках внутригрупповых отношений. Позиция суда по этому делу может быть распространена и на другие аналогичные споры.

22 ноября 2018 года Арбитражным судом Центрального округа было принято Постановление по делу № А36-4222/2017. В нем суд рассмотрел вопрос о правомерности вычета расходов на рекламу и маркетинг, понесенных производителем продукции (ООО «Лебедянский»).

Судьба этого спора на днях была решена Верховным Судом: 5 марта 2019 г. судья Верховного Суда РФ принял Определение об отказе ООО «Лебедянский» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам.

Налоговые органы установили, что ООО «Лебедянский» и его управляющая компания (ООО «ПепсиКо Холдингс») заключили договор оказания услуг по управлению. Услуги включали в себя поддержку функции маркетинга. Кроме того, дистрибьюторским договором между теми же лицами также было предусмотрено, что дистрибьютор (ООО «ПепсиКо Холдингс») самостоятельно определяет всю деятельность, относящуюся к торговому маркетингу, а также единолично несет все расходы в связи с этой деятельностью. Аналогичные положения содержались и в других дистрибьюторских договорах, заключенных с налогоплательщиком.

Суды всех инстанций пришли к выводу, что осуществление рекламы и маркетинга было возложено на управляющую компанию и дистрибьюторов. Суды также сослались на то, что рекламируемая продукция налогоплательщику не принадлежала. Поэтому расходы ООО «Лебедянский» на рекламу и маркетинг производимой им продукции экономически не оправданы.

Суды посчитали, что расходы налогоплательщика были направлены на увеличение дохода третьих лиц и произведены без разумной деловой цели. И с точки зрения экономического смысла операций имел место факт реализации ООО «Лебедянский» рекламных и маркетинговых услуг на безвозмездной основе в адрес ООО «ПепсиКо Холдингс». С таких услуг налоговым органом был правомерно исчислен НДС.

При этом судами было учтено, что:

  • именно ООО «ПепсиКо Холдингс», выступая по отношению к ООО «Лебедянский» одновременно управляющей организацией и дистрибьютором товара и обладая при этом правом использования товарных знаков и логотипов товара, вступало в правоотношения с исполнителями рекламных и маркетинговых услуг;
  • в проверяемый период ООО «ПепсиКо Холдингс» оказывало ООО «Лебедянский» услуги по поддержке функции маркетинга, в том числе рекламные услуги;
  • дистрибьюторским договором с ООО «ПепсиКо Холдингс» и другими дистрибьюторами было предусмотрено, что дистрибьютор самостоятельно определяет всю деятельность, относящуюся к торговому маркетингу, а также единолично несет все расходы;
  • 99 % общего объема реализованной продукции было реализовано в адрес юридических лиц группы компаний ПепсиКо;
  • анализ объема выручки налогоплательщика от реализации товаров собственного производства свидетельствует о падении спроса, а сведения о доходах показывают, что применительно к деятельности налогоплательщика услуги по рекламе и маркетингу на рост доходности не повлияли;
  • дистрибьюторские соглашения имели длительный срок действия и круг покупателей продукции производителя был в целом определен, и исходя из понятия рекламы рекламные и маркетинговые услуги не оказывали влияния на взаимоотношения поставщика и дистрибьютора и поддержания их интереса к товару.

Суд также посчитал несостоятельным довод налогоплательщика о том, что кумулятивный эффект от деятельности внутри группы не нанес ущерба бюджету, и налоговым орган фактически был перераспределен доход внутри холдинга. Суд указал, что налоговый орган не проверял правильность исчисления и уплаты налогов ООО «ПепсиКо Холдингс» и не может сделать вывода о правомерности учета им спорных расходов на рекламу и маркетинг.

Судья Верховного Суда РФ, отказывая ООО «Лебедянский» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения, указал, что «налогоплательщик, будучи юридическим лицом и самостоятельным хозяйствующим субъектом, не имел реальной экономической самостоятельности, своей продукцией не распоряжался, а его действия по оплате рекламных и маркетинговых услуг в пользу управляющей компании, одновременно являющейся приобретателем основной части продукции налогоплательщика по фиксированным ценам, заниженным относительно цен при дальнейшей реализации оптовым покупателям, носили умышленный характер».

О чем подумать, что сделать

Примененные налоговыми органами и судами правовые позиции в отношении внутригрупповых расходов на рекламу и маркетинг заслуживают внимания компаний – производителей продукции, работающих с дистрибьюторами, входящими в ту же группу компаний. Сформированная позиция может негативно отразиться и на тех компаниях - производителях продукции, которые в соглашениях с независимыми дистрибьюторами предусмотрели, что расходы на рекламу и маркетинг несет единолично дистрибьютор.

Процитированный выше вывод Верховного Суда РФ об отсутствии «реальной экономической самостоятельности» имеет значение для любого холдинга, как внутрироссийского, так и международного. Такие холдинги функционируют по принципу «сквозного» (матричного) подчинения. В реальности «экономическую самостоятельность» дочернему обществу мало кто представляет, так как это приводит к утрате многочисленных экономических (хозяйственных) преимуществ. Существенная часть функций холдинга размещается в головных компаниях, «штаб-квартирах», в специально организованных центрах внутригруппового обслуживания (управления) той или иной территорией (рынком). В рамках «правила вытянутой руки», применяемого как в России, так и за рубежом, проблему отсутствия экономической самостоятельности решает соответствие доходов и расходов распределению функций и рисков между предприятиями группы. При этом учитывать нужно как договорные условия, так и документацию по трансфертному ценообразованию, а также фактические условия деятельности и возможности. При этом последние имеют приоритет по отношению к «бумажному» (контрактному) оформлению.

Иными словами, противостоять доводу об отсутствии самостоятельности могут не доказательства такой самостоятельности (её, в действительности, чаще нет), а доказательствами тому, что несамостоятельное лицо несёт те затраты, которые соответствуют заложенному в цене функционалу и рискам. Если в цене производителя функция рекламы не заложена, а контракт (документация по ТЦО или другие доказательства) эту функцию закрепляют за покупателем (торговой компанией группы), то вычитать затраты производителю нельзя. Реклама – это лишь отдельный пример, рассмотренный в данном деле. Те же выводы могут быть сделаны в отношении любых затрат продавца: они должны соответствовать тем функциям и рискам, которые возложены на него и (или) реально им исполняются.

Мы рекомендуем проверить условия дистрибьюторских соглашений, сопоставить закреплённые в них функции с фактически осуществляемыми сторонами действиями и осуществляемыми ими расходами. По контролируемым сделкам такое же сопоставление нужно провести с тем, что отражено в документации по трансфертному ценообразованию (покрывает ли цена производителя соответствующие функции или нет). Практика показывает, что любая “нестыковка” будет использована для обоснования доначислений.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие в проверке внутригрупповых расходов с целью выявления подобных несоответствий, определения их последствий (рисков) и возможных действий, позволяющих эти риски минимизировать или устранить.

В случаях, когда «такая проверка» уже была проведена налоговой инспекцией, мы готовы помочь в проведении досудебного и (или) судебного урегулирования спора.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.03.2025

Обращение с отходами недропользования: правовое регулирование и правоприменительная практика

Выступление Юлии Юрченко, руководителя экологической группы (г. Красноярск), на форуме TECH MINING Сибирь 2025.

Смотреть

30.04.2025

Эксперты про изменение условий налогового мониторинга

Руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин отмечает, что ослабление...

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

28.04.2025

Налоговые новости. Дайджест за 21-27 апреля 2025 г.

Главные новости: Минфин: до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными; для предпринимателей на...

27.04.2025

Какие налоговые изменения обернутся проблемами в бизнесе

В 2025 предприниматели региона встретились с рядом серьезных налоговых нововведений. Какие из них серьезнее всего повлияют...