В Госдуму внесен законопроект № 617-9Законопроект № 617-9 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/617-9. с многочисленными поправками в НК РФ, которые вступят в силу со следующего года.
Рассмотрим подробнее изменения для частных инвесторов – физических лиц.
Доходы от инвестиций
Сейчас большинство доходов инвестиционного характера (дивиденды, проценты по банковским вкладам, доходы от продажи имущества и т. д.) облагаются НДФЛ с максимальной ставкой 15%. Планируется, что такие доходы попадут под стандартное налогообложение с максимальной ставкой 22%. Иными словами, подавляющее большинство доходов физических лиц, полученных начиная с 2027 г., объединяются в одну общую совокупность доходов, к которой применяются дифференцированные налоговые ставки в размере от 13% (доходы до 2,4 млн руб.) до 22% (доходы свыше 50 млн руб.).Комментарий «Пепеляев Групп»
Во многих случаях такое объединение налоговых баз приведет к росту налоговой нагрузки.
Самый простой пример: зарплата за год 2,4 млн руб., доходы по операциям с ценными бумагами еще 500 тыс. руб.
Сейчас НДФЛ считается так:
2,4 млн руб. х 13% + 500 тыс. руб. х 13% = 377 тыс. руб.
По новым правилам объединенная налоговая база будет 2,9 млн руб., поэтому расчет будет таким:
налог 312 тыс. руб. + 15% от 500 тыс. руб. (превышение суммы 2,9 млн руб. над суммой 2,4 млн руб., для которой ставка 13%) = 387 тыс. руб.
Увеличение минимальное, но ведь это и самый простой пример.
Вывод: налогоплательщикам следует еще тщательнее планировать инвестиции, заранее оценивая их налоговые последствия.
Проценты по банковским вкладам
Изменяется порядок налогообложения процентов по банковским вкладам. Сейчас такие проценты подпадают под налогообложение с максимальной ставкой 15%. Планируется, что максимальная ставка будет 22%. Кроме того, неиспользованные в налоговом периоде стандартные и социальные вычеты, а также вычеты, связанные с приобретением жилья (включая проценты по кредитам), можно будет использовать в том же налоговом периоде для уменьшения налоговой базы по процентным доходам по вкладам в российских банках.Но гораздо важнее другое. Сейчас НДФЛ с процентов по вкладам считают налоговые органы по итогам года, а срок уплаты такого налога – до 1 декабря года, следующего после получения процентов. С 2027 г. НДФЛ будет исчислять и удерживать банк в течение года при выплате процентов, а налоговые органы по итогам года соберут сведения о всех процентах, полученных налогоплательщиком по всем его вкладам в различных банках, и дополнительно определят оставшуюся сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате налогоплательщиком (с учетом суммы налога, ранее удержанной банками).
Комментарий «Пепеляев Групп»
Налог будет удерживаться уже в момент выплаты процентов. Соответственно, уменьшится сумма денежных средств, доступная налогоплательщикам для дальнейших инвестиций. При этом в течение года банки не смогут применить неиспользованные налогоплательщиком стандартные социальные вычеты и вычеты, связанные с приобретением жилья. Размер неиспользованного остатка можно будет определить только по итогам года при подаче налоговой декларации.
В то же время сохраняется правило о необлагаемом процентном доходе. НДФЛ взимается только с превышения полученных процентов над этой необлагаемой суммой. Она рассчитывается как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ РФ. Единственное изменение в формуле: в расчет будет браться максимальное значение ставки ЦБ РФ за предыдущий год, а не за текущий. В 2027 г. необлагаемый процентный доход составит 160 тыс. руб. на весь год (максимальная ставка Банка России в 2026 г. была 16% годовых; 1 млн руб. х 16% = 160 тыс. руб.).
При этом каждый банк будет рассчитывать сумму НДФЛ, в том числе с учетом необлагаемого процентного дохода, отдельно от других банков. Иными словами, если налогоплательщик сложил все свободные средства в одну корзину (все депозиты в одном банке), то, возможно, проценты, полученные в этом банке, превысят необлагаемый процентный доход в течение года и далее банк будет удерживать НДФЛ с выплачиваемых процентов. Если же налогоплательщик привык размещать депозиты в разных банках, то каждый из них будет применять необлагаемый процентный доход и, вполне вероятно, удержаний в 2027 г. не будет. Конечно, потом все сведения о выплаченных процентах по всем банкам соберет налоговый орган, который учтет необлагаемый процентный доход уже не по каждому банку, а в целом по всем процентам и затем направит уведомление на доплату НДФЛ со сроком уплаты 1 декабря 2028 г. Но это будет уже потом.
Доходы ПИФов для квалифицированных инвесторов
Сейчас паевые инвестиционные фонды (ПИФы) не являются плательщиками налога на прибыль. Налогообложение происходит на уровне владельцев инвестиционных паев при получении ими дохода от реализации (погашения) паев, а также при выплате дохода от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ. Планируемые изменения в НК РФ признают самостоятельными плательщиками налога на прибыль закрытые и интервальные ПИФы, предназначенные для квалифицированных инвесторов. При определении суммы НДФЛ, подлежащей уплате по доходам от доверительного управления имуществом, составляющим такой ПИФ, будет засчитываться сумма налога на прибыль, исчисленная и уплаченная таким ПИФом.Комментарий «Пепеляев Групп»
Идея налогообложения отдельных ПИФов такая же, как и в изменении налогообложения вкладов: получить налог в бюджет как можно раньше. Об этом же и планируемое повышение ставки налога на прибыль для личных фондов с 15 до 22%. Иными словами, в следующем году получение дохода указанными ПИФами, а также личными фондами обойдется дороже с налоговой точки зрения по сравнению с этим годом.
Налогообложение лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ
Планируется увеличение ставки НДФЛ для доходов нерезидентов в виде дивидендов и процентов по вкладам в банках. Сейчас для таких доходов ставка налога составляет 15%, с 2027 г. – 30%.Комментарий «Пепеляев Групп»
Если для резидентов максимальная ставка НДФЛ по таким доходам повышается до 22%, трудно ожидать сохранения прежней ставки для нерезидентов. Поэтому при выплатах нерезидентам таких доходов будет важно правильно применить пониженные налоговые ставки, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения (речь, конечно, о тех соглашениях, которые еще продолжают действовать).
Отметим, что для дивидендов, зачисляемых на счет типа «С», предлагаемая ставка НДФЛ еще выше – 35%.
Законопроект содержит ряд других изменений в налогообложении доходов физических лиц: освобождение от НДФЛ отдельных социальных выплат, уточнение порядка налогообложения доходов в виде выигрышей, особенности определения срока владения недвижимостью при расторжении договора купли-продажи и возврата недвижимости в собственность продавцу и т. д.
Планируется, что все эти изменения вступят в силу с 1 января 2027 г.
О чем подумать, что сделать
Комментарии и рекомендации по планируемым изменениям НК РФ даны выше.Рекомендуем также ознакомиться с текстом законопроекта и отслеживать принятие его финальной версии. Готовы проконсультировать вас по налоговым последствиям реструктуризации инвестиционных портфелей и по любым другим возникающим в связи с поправками вопросам.
