Загрузка...

Изменения в правовом регулировании обращения с отходами

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 25.09.2019 вступают в силу изменения[1] в Закон № 89-ФЗ о создании системы обращения с отходами I и II классов опасности и дополнения в положения о регулировании обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Закон № 225-ФЗ предусматривает следующие нововведения.

  • Создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, включающей сведения[2]:

  1. об образовании отходов I и II классов опасности и обращении с ними;
  2. об индивидуальных предпринимателях, юридических лицах, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности;
  3. об объектах, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности;
  4. схему потоков таких отходов от источников их образования до указанных объектов;
  5. о мощностях индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.

  • Создание государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для разработки и корректировки федеральной схемы обращения с такими отходами[3].
  • Тарифное регулирование стоимости услуг в сфере обращения с отходами I и II классов опасности. К регулируемым видам деятельности относятся все виды деятельности по обращению с отходами[4], за исключением накопления[5].
  • Введение новых субъектов отношений по обращению с отходами:

  1. федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, который определяется Правительством РФ по предложению госкорпорации «Росатом», согласованному с Минприроды России, и также является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности[6] (ГИС отходов I и II классов опасности);
  2. оператор по обращению с отходами I и II классов опасности – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, наделенные правом обращения с отходами I и II классов опасности и имеющие лицензии в отношении соответствующих видов работ с такими отходами

Комментарий ПГ

Обращение с самыми опасными отходами решено построить по принципам обращения с ТКО, однако полномочия по организации обращения с отходами I и II классов опасности закреплены за госкорпорацией «Росатом» с учетом успешного опыта реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличия современных технологий комплексного обращения с чрезвычайно опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре (как указано в Пояснительной записке к проекту Закона № 225-ФЗ). Это дает надежду на более эффективную работу системы по обращению с самыми опасными отходами по сравнению с системой обращения с ТКО.

Также Закон № 225-ФЗ вводит следующие дополнения в положения Закона № 89-ФЗ, регулирующие обращение с ТКО.

  • Создание государственной информационной системы учета ТКО (ГИС ТКО), которая включает сведения[7]:

  1. об источниках образования ТКО;
  2. о местах накопления ТКО, в том числе об осуществлении раздельного накопления ТКО;
  3. об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;
  4. о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях субъектов РФ;
  5. о схеме потоков ТКО;
  6. о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО;
  7. о тарифах в сфере обращения с ТКО;
  8. о нормативах накопления ТКО;
  9. об измерениях количества ТКО;
  10. данные других измерительных (контрольных) систем.

  • Утверждение федеральной схемы обращения с ТКО, включающей информацию из территориальных схем обращения с отходами и иную, определенную Правительством РФ как часть государственной информационной системы учета ТКО[8], а также ее опубликование на сайте Минприроды России[9].
  • Введено понятие «российский экологический оператор» – публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента РФ[10] для формирования комплексной системы обращения с ТКО, включая разработку и корректировку федеральной схемы обращения с ТКО, проведение экспертизы и подготовку рекомендаций при утверждении или корректировке региональных программ в области обращения с отходами, территориальных схем обращения с отходами, нормативов накопления ТКО, планировании расходов в области обращения с ТКО[11].

Изменения, предусмотренные Законом № 225-ФЗ, вступают в действие с 25.09.2019, при этом для реализации новых положений потребуется принятие следующих постановлений Правительства РФ:

  • «Об утверждении порядка разработки, утверждения и изменения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требований к ее составу».
  • «Об утверждении требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, для определения его федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности».
  • «Об утверждении форм типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности».
  • «Об утверждении положения о единой государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».
  • «О внесении изменений в Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130».
  • «Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности».
  • устанавливающего Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
  • устанавливающего функциональные требования ГИС ТКО.

Для разработки этих нормативных актов установлены сжатые сроки – 2 месяца со дня опубликования Закона № 225-ФЗ, которые истекают уже в конце сентября 2019 г.[12]

Между тем на сегодняшний день разработаны проекты только трех постановлений из приведенного перечня:

  1. об утверждении положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности[13];
  2. о порядке разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требованиях к ее составу[14];
  3. об утверждении форм типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности[15].

Комментарий ПГ

Из финансово-экономического обоснования к Закону
№ 225-ФЗ следует, что вернуть инвестиции на создание производственно-логистической инфраструктуры обращения с отходами I и II классов опасности планируется за счет тарифов на услуги по обращению с этими отходами, которые должны компенсировать затраты по всей технологической цепочке обращения с отходами I и II классов опасности от источника их образования до объекта обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; за счет хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются указанные отходы. Это означает, что инвестирование в создание производственно-логистической инфраструктуры будет фактически осуществляться предприятиями, у которых образуются данные отходы, что, соответственно, повлечет увеличение их расходов. Предполагается, что это будет стимулировать отходообразователей к снижению объемов образования отходов, в том числе за счет внедрения наилучших доступных технологий. Повезет лишь тем, у кого есть объекты размещения отходов, соответствующие требованиям к размещению отходов I и II классов опасности, так как они не обязаны заключать договор с оператором и оплачивать его услуги.

О чем подумать, что сделать

Предлагаем проанализировать положения Закона совместно с экологическими (технологическими) подразделениями компаний для приведения деятельности предприятия в соответствие с новыми требованиями.

Кроме того, поскольку нормативные акты, которые необходимы для реализации положений Закона № 225-ФЗ, пока не разработаны или существуют в проектах, это дает возможность поучаствовать в их разработке и корректировке через деловые ассоциации и государственные органы.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы провести анализ рисков, возникающих в связи с новыми положениями законодательства, сформулировать предложения по разработке и корректировке нормативно-правовых актов для направления их в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.



[1] Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Закон № 225-ФЗ).

[2] Статья 14.2 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[3] Статья 14.3 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[4] То есть сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности.

[5] Статья 14.4 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[6] Статьи 1 и 14.1 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ. Начало работы федерального оператора предусмотрено через один календарный год после утверждения федеральной схемы, которое запланировано на 2020 г.

[7] Статья 13.5 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[8] Пункты 1, 4, 5, 7 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[9] Пункт 1 Положения о Минприроды России, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.

[10] Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» создана Указом Президента РФ от 14.01.2019 № 8 еще до внесения в Закон № 89-ФЗ понятия «российский экологический оператор».

[11] Статьи 1 и 24.14 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.

[12] За исключением изменений в Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 о территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления, которые должны быть подготовлены в срок 9 месяцев со дня опубликования Закона № 225-ФЗ.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке