Загрузка...
12.09.2017
6 мин. на чтение

Законопроект, уточняющий российские правила КИК

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о подготовке законопроекта, посвящённого спорным вопросам применения российских правил контролируемых иностранных компаний (КИК)

Министерство финансов РФ 4 сентября 2017 г. разместило для публичного обсуждения законопроект, предлагающий внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Законопроект во многом подтверждает позицию Минфина России, изложенную в Методических рекомендациях[1], выпущенных в феврале этого года.

Законопроект также уточняет и дополняет текущее законодательство по ряду ключевых вопросов: операции с ценными бумагами, «безналоговая» ликвидация КИК, правила налогообложения КИК, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков.

Основные положения законопроекта

Представление документов о КИК в налоговые органы

  • В случае если контролирующее лицо через российскую организацию владеет КИК, имеющей право на освобождение прибыли от налогообложения, обязанность документально подтверждать право на такое освобождение у контролирующего лица не возникает при условии, что промежуточная российская организация представила такие документы.

Учёт операций с ценными бумагами

  • Уточнён порядок расчёта доходов и расходов, полученных в результате реализации или иного выбытия долей, ценных бумаг и иных финансовых активов. Доходы определяются по фактической цене реализации таких активов; расходы – как цена приобретения (если финансовые активы были приобретены начиная с 2015 года) или как стоимость по данным учёта КИК на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году (если финансовые активы были приобретены до 2015 года).
  • При расчёте прибыли КИК показатели финансовой отчётности должны быть скорректированы не только на переоценку финансовых активов по справедливой стоимости, но и на доходы (расходы), полученные в результате выбытия финансовых активов.

Перенос убытка КИК на будущие периоды

  • Подтверждена позиция Минфина России о том, что для переноса убытков, полученных КИК в трёх финансовых периодах до 2015 года, финансовые показатели КИК за эти три периода должны быть сальдированы.
  • При этом переносимый совокупный убыток может быть скорректирован на сумму переоценки долей и ценных бумаг, накопленную начиная с даты их приобретения до 2015 года.
  • Если налогоплательщик перестаёт быть контролирующим лицом КИК, он утрачивает право переноса убытка такой КИК на будущие периоды в части, которая не была учтена ранее.

Льгота по «безналоговой» ликвидации КИК

  • Расширен перечень случаев, когда физическое лицо, получившее имущество (имущественные права) в результате «безналоговой» ликвидации КИК, может уменьшить свою налоговую базу на стоимость имущества, определённую по данным учёта ликвидированной КИК (не выше рыночной стоимости) на дату получения имущества (имущественных прав). В частности, такое право у налогоплательщика возникает:

− при реализации имущества (имущественных прав), полученного от ликвидированной КИК;

− в случае оплаты имуществом (имущественными правами) ценных бумаг или долей в обществе. При этом под обществом в данном контексте понимаются не только российские ООО, но и иностранные организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;

− при получении дохода в результате осуществления имущественных прав[2] вне зависимости от того, получил ли такой доход непосредственно налогоплательщик или доход был по его указанию передан третьим лицам;

− в случае продажи имущества, полученного при осуществлении имущественных прав, приобретённых от ликвидированной КИК;

− при получении дохода, не являющегося распределением прибыли, от иностранной структуры без образования юридического лица, право на который было приобретено налогоплательщиком в результате внесения полученного от КИК имущества (имущественных прав) в такую иностранную структуру;

− при реализации (погашении) ценных бумаг, полученных от ликвидированной КИК;

− при дарении (наследовании) ценных бумаг от лица, получившего их от ликвидированной КИК.

  • Если решение о ликвидации КИК принято до конца 2016 г., но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 г. в силу закона или судебного разбирательства, то применение ликвидационной льготы правомерно при условии, что КИК будет ликвидирована в течение 365 последовательных календарных дней с момента снятия ограничений на ликвидацию.

Налогообложение прибыли КИК

  • Если КИК распределяет прибыль, которая уже была задекларирована в качестве дохода контролирующего физического лица и обложена налогом в России, то такой доход контролирующего физического лица не подлежит повторному налогообложению вне зависимости от того, в какой форме распределяется такая прибыль КИК – как дивиденды или в иной форме.

Налоговое резидентство и постоянное представительство иностранных компаний

  • Уточнены критерии признания иностранных компаний российскими налоговыми резидентами в порядке, предусмотренном ст. 246.2 НК РФ, в результате осуществления указанных видов деятельности как по отдельности, так и в совокупности. Так, в частности, иностранная компания не может быть признана российским налоговым резидентом лишь на основании того, что управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками и/или согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях контроля за соответствием таких решений утверждённым стандартам, методикам и (или) политикам, осуществляется на территории РФ.
  • Если контроль за геологоразведочными работами или добычей полезных ископаемых осуществляется из России, однако сами такие работы иностранная компания проводит за пределами РФ, то она не признаётся российским налоговым резидентом.
  • Иностранная компания, являющаяся стороной соглашения о разделе продукции или иного аналогичного договора, при одновременном соблюдении всех из указанных условий:

  1. такая иностранная организация является стороной таких соглашений либо создание такой иностранной организации предусмотрено этим соглашением и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании и в соответствии с условиями указанного соглашения;
  2. такие соглашения заключены с государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями), либо деятельность в рамках таких соглашений осуществляется на основании лицензии на недропользование (или иного аналогичного разрешения, выданного уполномоченным органом такого государства);
  3. доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90% в общей сумме доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют, может быть признана российским налоговым резидентом только на основании самостоятельного заявления.

  • Управление активами зарубежного инвестиционного фонда из России, а также осуществление иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, само по себе не приводит к возникновению постоянного представительства в РФ фонда, иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).
  • Деятельность в России не только через брокера, комиссионера, но и управляющего инвестиционным фондом не приводит к возникновению постоянного представительства в РФ.

Консолидированные группы налогоплательщиков

  • Уточнены правила расчёта налога, уплаченного КИК, входящей в иностранную консолидированную группу налогоплательщиков (далее – КГН), в стране регистрации[3]. Такая сумма налога определяется на основании показателей финансовой отчётности пропорционально доле такой КИК (а) в совокупной выручке КГН, (б) в совокупной прибыли КГН до налогообложения или (в) совокупных чистых активах КГН.
  • Способ расчёта налога, уплаченного КИК, должен быть закреплён в учётной политике и не может меняться чаще одного раза в 10 лет.

О чем подумать, что сделать

Законопроект во многом подтверждает позицию Минфина России, сформированную в февральских Методических рекомендациях и последующих письмах, а по некоторым вопросам (операции с ценными бумагами, постоянное представительство) улучшает позицию налогоплательщика.

Перспективы принятия законопроекта достаточно высоки. Предполагается, что действие положений законопроекта будет распространяться на правоотношения, возникшие с 2016 года, которые относятся к порядку определения прибыли КИК за финансовые годы, начавшиеся в 2016 году, то есть за периоды, когда прибыль подлежит отражению в составе доходов налогоплательщика-контролирующего лица за 2017 год и позднее.

В этой связи уже на данном этапе необходимо оценить влияние планируемых поправок на налоговую нагрузку международных групп компаний и соответствующим образом адаптировать учётные политики по вопросам определения прибыли КИК. В первую очередь должны быть обновлены правила переноса убытков на будущие периоды и нормы об учёте операций с ценными бумагами.

Также мы рекомендуем уделить особое внимание положениям о налоговом резидентстве организаций и образовании постоянного представительства на территории РФ.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» обладают уникальным методологическим опытом в вопросах международного налогообложения и готовы оказать правовую поддержку при адаптации к новым правилам о расчёте прибыли КИК и по иным аспектам, затронутым в законопроекте.



[1] Письмо Минфина России № 03-12-11/2/9197 от 17.02.2017.

[2] Текст законопроекта не содержит определения термина «осуществление имущественных прав». В этой связи мы не можем исключить возможность узкого толкования данного термина налоговыми органами.

[3] Сумма такого налога используется при расчёте эффективной ставки налогообложения КИК, а также для целей зачёта налога, уплаченного КИК в стране регистрации, против налога, подлежащего уплате в России.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.04.2024

Интервью с Романом Бевзенко: почему выбрал «Пепеляев Групп», с чем приходят клиенты, медийность и др

Интервью с Романом Бевзенко - партнером и руководителем практики специальных проектов «Пепеляев Групп».

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...