Загрузка...
22.03.2019
7 мин. на чтение

Утверждены требования к созданию системы автоматического контроля выбросов/сбросов

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что в марте 2019 г. Правительством РФ принят ряд нормативных документов, устанавливающих требования к созданию системы автоматического контроля, оборудованию, техническим средствам измерения и учета, а также фиксации и передачи информации о выбросах/сбросах.

Напомним, что 1 января 2019 г. вступил в силу п. 9 ст. 67 Закона об охране окружающей среды[1], возлагающий на предприятия, эксплуатирующие объекты I категории, обязанность по оснащению стационарных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образующихся на определенных видах оборудования[2], автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р

Утверждены виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов (раздел I) и (или) сбросов (раздел II) загрязняющих веществ (начало действия документа – 13.03.3019).

  • Раздел I содержит 22 позиции, среди которых: установки очистки газа и печи дожига отходящих газов при производстве кокса, переработке нефти и природного газа; установки по производству серы и серной кислоты при производстве нефтепродуктов; установки по обжигу и спеканию железной руды, руд цветных металлов; установки по производству чугуна и стали, никеля, меди и алюминия, а также керамических изделий; печи по производству стекла, клинкера цементного, извести; установки на производствах органических и неорганических химических веществ; установки, сушильные барабаны и грануляторы при производстве минеральных удобрений; установки по производству целлюлозы и древесной массы, бумаги и картона; котлы по сжиганию серосодержащих газов при целлюлозно-бумажном производстве; установки по сжиганию отходов всех классов опасности а также биологических и медицинских отходов[3].
  • Раздел II содержит только одну позицию: выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 262

Утверждены Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ (начало действия документа – 23.03.2019), которыми предусмотрено следующее.

  • Система создается на основании соответствующей программы.
  • Стационарный источник выбросов/сбросов включается в Программу, если:
    • в выбросах присутствует одно из 9-ти загрязняющих веществ, перечисленных в п. 8 Правил, при превышении массового выброса такого загрязняющего вещества установленных Правилами значений;
    • сбросы сточных вод в общий объем сточных вод, отводимых с объектов I категории, составляет более 15%;
    • имеются средства и методы измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов/сбросов.
  • Система автоматического контроля принимается в эксплуатацию непосредственно на объекте эксплуатации в присутствии представителей территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
  • Суммарная продолжительность перерывов в эксплуатации системы автоматического контроля, связанных с техническим ремонтом, обслуживанием и поверкой, не должна превышать 28 календарных дней в год, при этом время полной остановки технологического оборудования (стационарного источника выбросов/сбросов), не учитывается при исчислении срока перерывов эксплуатации Системы.
  • В случае остановки автоматических средств измерения или остановки основного технологического оборудования система автоматического контроля должна обеспечить сохранение результатов измерений и учета показателей выбросов/сбросов с регистрацией времени и даты остановки и возобновления работы автоматических средств измерения и основного технологического оборудования.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 263

Установлены требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, и к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ (начало действия документа – 23.03.2019), а именно:

  • автоматические средства измерения выбросов должны обеспечивать измерение и учет:
    • концентрации загрязняющих веществ в мг/м3;
    • объемного расхода отходящих газов в м3/ч;
    • давления отходящих газов в кПа;
    • температуры отходящих газов в °C;
    • содержания кислорода в отходящих газах в процентах (при необходимости);
    • влажности отходящих газов в процентах (при необходимости).
  • автоматические средства измерения сбросов должны обеспечивать измерение и учет:
    • концентрации загрязняющих веществ в мг/м3;
    • объемного расхода сбрасываемых сточных вод в м3/ч;
    • температуры сбрасываемых сточных вод в °C;
    • водородного показателя сбрасываемых сточных вод в единицах pH;
    • величины химического потребления кислорода в мг/дм3;
    • мутности;
  • автоматические средства измерения (и выбросов, и сбросов) должны:
    • обеспечивать измерение и передачу в технические средства фиксации информации о результатах измерений выбросов, усредненных за каждые 20 или 30 минут, измерений сбросов, усредненных за каждые 2 или 3 часа;
    • сохранять работоспособность, а также целостность данных при сбоях в системе энергоснабжения, возникновении нештатных ситуаций и аварий, сбоях в технологическом процессе;
  •  технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включают в себя:
    • программное обеспечение и технические устройства юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • программные средства реестра;
  • технические средства фиксации и передачи информации должны обеспечивать:
    • прием информации, получаемой от автоматических средств измерения;
    • передачу информации о результатах измерений выбросов, усредненных за каждые 20 или 30 минут, измерений сбросов, усредненных за каждые 2 или 3 часа;
    • хранение информации, принимаемой и передаваемой в реестр при изменении подачи энергии от внешних источников, в течение не менее одного года;
    • сохранение переданной информации с регистрацией времени и даты остановки и возобновления работы автоматических средств измерения в случае их остановки;
    • идентификацию и авторизацию производственных объектов и каждого конкретного источника выбросов и сбросов загрязняющих веществ в реестре;
    • достоверность приема и передачи информации, предотвращение ее искажения;
  •  программные средства реестра должны осуществлять: прием в реестр и учет информации, полученной от автоматических средств измерения, а также ее хранение в течение не менее 7 лет.

Последствия регулирования

С момента принятия Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ[4], которым ст. 67 Закона об охране окружающей среды была дополнена п. 9 о создании системы автоматического контроля выбросов/сбросов, предприятия, эксплуатирующие объекты 1 категории пребывали в состоянии неопределенности, поскольку п. 9 ст. 67 Закона об охране окружающей среды не позволяет точно установить круг лиц, обязанных создавать систему автоматического контроля выбосов/сбросов, так как содержит отсылочные нормы.

Принятые акты вносят ясность, устанавливая условия, при наличии которых возникает обязанность предприятия, эксплуатирующего объекты I категории, оснащать стационарные источники выбросов/сбросов соответствующими оборудованием и техническими средствами:

  1. наличие оборудования в специальном перечне;
  2. превышение значения массового выброса хотя бы по одному веществу из перечня, приведенного в Правилах создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ или объем сбросов, превышающий 15% от общего объема сточных вод, отводимых с объектов I;
  3. наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов/сбросов.

Эти условия в совокупности существенно ограничивают круг лиц, обязанных создавать систему автоматического контроля выбросов/сбросов.

О чем подумать, что сделать

Всем заинтересованным лицам предлагаем проанализировать положения принятых актов Правительства РФ и в том случае, если эксплуатируемое оборудование соответствует установленным требованиям, начинать готовиться к созданию системы автоматического контроля. Сроки ее создания установлены абз. 4 п. 9 ст. 67 Закона об охране окружающей среды и составляют:

  • для наиболее крупных предприятий, включенных в специальный перечень[5] – не позднее конца 2026 г.;
  • для других предприятий, если на них распространяется такая обязанность – не позднее 1 января 2029 г.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы помочь сориентироваться в новых правилах регулирования и проконсультировать по вопросам, связанным с изменениями природоохранного законодательства, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.



[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[2] Установлены Правительством РФ.

[3] В отношении позиций 5-12, 18, 20-22 разд. I установлены показатели производительности/ мощности оборудования.

[4] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[5] Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60% (300 предприятий по всей России).


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Егор Лысенко
Руководитель Сибирского офиса
e.lysenko@pgplaw.ru
Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

23.04.2024

Новости недвижимости и строительства: объекты культурного наследия, рекламные конструкции и другие.

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях в области недвижимости и строи...

Смотреть

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...