Повышаются риски ответственности контролирующих лиц
28 декабря 2016 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся поправки в федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закон вступит в силу 28 июня 2017 г..
Вводятся новые основания и условия привлечения к ответственности бенефициаров и членов органов управления компаний.
Ответственность в случае исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего
Если неисполнение обязательств общества обусловлено недобросовестным или неразумным поведением лиц, перечисленных в пунктах 1-3 ст. 53.1 ГК РФ*, то по заявлению кредитора на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам такого общества.
Комментарий "Пепеляев Групп": Законодатель вводит совершенно новое основание субсидиарной ответственности, требующее более тщательного контроля со стороны собственников бизнеса и руководителей за недействующими компаниями. Рекомендуем осуществлять проверку таких компаний на предмет выявления неисполненных обязательств, своевременно предпринимать меры к их ликвидации или реорганизации.
Изменения процессуального порядка рассмотрения заявлений о субсидиарной ответственности
Теперь заявление о субсидиарной ответственности может быть подано после завершения конкурсного производства, а также после возвращения заявления о банкротстве или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью имущества должника для финансирования судебных расходов. В таких случаях заявление будет рассматривать арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве. Аналогичный порядок применяется к заявлениям о возмещении убытков, причиненных должнику учредителями или органами управления.
Рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве***, поданных после завершения конкурсного производства, осуществляется по правилам рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ). При этом заявителями могут быть также кредиторы по текущим обязательствам и кредиторы, требования которых подлежат погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов. Поданное после завершения конкурсного производства заявление о субсидиарной ответственности в обязательном порядке должно содержать указание на всех заинтересованных в привлечении к ответственности лиц. Данное требование обеспечено правом заявителя на ознакомление с делом о банкротстве.
Комментарий "Пепеляев Групп": Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве без участия должника существенно повышает риски для контролирующих лиц, которые утратили свой статус ко времени рассмотрения такого спора. Это связано с отсутствием доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности должника, которая могла бы свидетельствовать об отсутствии оснований для привлечения к ответственности.
Существенное увеличение срока для обращения с заявлением о субсидиарной ответственности
Срок для обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности увеличен с одного до трех лет со дня, когда уполномоченное на подачу такого заявления лицо узнало или должно было узнать о наличии основания ответственности, но не позднее тех лет со дня признания должника банкротом. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен.
После завершения конкурсного производства с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, можно обратиться в течение 3-х лет, если о соответствующем основании стало известно после завершения конкурсного производства.
Сумма, подлежащая взысканию с контролирующего лица, может сразу распределяться между кредиторами
Изменен порядок распределения взыскиваемых с контролируемого лица сумм, когда производство по заявлению о субсидиарной ответственности было приостановлено до окончания расчетов с кредиторами или до завершения рассмотрения заявленных в установленный срок требований кредиторов.
В таких случаях завершение рассмотрения заявления о субсидиарной ответственности должно осуществляться после возобновления производства одновременно с рассмотрением отчета по итогам процедуры конкурсного производства. В определении о завершении процедуры суд указывает суммы, подлежащие взысканию в пользу каждого кредитора, требования которого остались неудовлетворенными, а также на очередность удовлетворения таких требований.
Комментарий "Пепеляев Групп": Законодатель ввел механизм, дающий кредиторам право самостоятельно осуществлять взыскание с контролирующих лиц. Это повышает заинтересованность кредиторов, т.к. ранее, как правило, права требования к контролирующему лицу реализовывались конкурсным управляющим на торгах со значительным дисконтом.
Выводы и рекомендации
Наш опыт сопровождения дел о банкротстве и, в частности, проектов, связанных с ответственностью контролирующих лиц, показывает, что во многих случаях риски обусловлены недостаточной информированностью собственников и менеджеров компаний относительно последствий несоблюдения норм, регламентирующих ответственность контролирующих лиц, в том числе Закона о банкротстве.
В связи с этим рекомендуем на всех этапах деятельности юридических лиц учитывать требования норм законодательства о банкротстве и последствия их несоблюдения.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным успешным опытом защиты интересов любых категорий лиц, вовлеченных в разбирательства о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и готовы оказать квалифицированную правовую помощь, в том числе на стадии принятия бизнес-решений и совершения сделок.
* К таковым относятся: (1) лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), (2) члены коллегиальных органов юридического лица, (3) лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в п. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ.
**См. пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
***Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).
****Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).