Загрузка...
11.01.2017
5 мин. на чтение

Повышаются риски ответственности контролирующих лиц

Компания «Пепеляев Групп» обращает внимание на предстоящие изменения законодательства, усиливающие ответственность бенефициаров, участников и членов органов управления юридических лиц.

28 декабря 2016 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся поправки в федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закон вступит в силу 28 июня 2017 г..
 
Вводятся новые основания и условия привлечения к ответственности бенефициаров и членов органов управления компаний.

Ниже изложены основные положения Закона.

Ответственность в случае исключения общества из ЕГРЮЛ как недействующего


Закон об ООО дополнен нормой, в соответствии с которой исключение общества из ЕГРЮЛ как недействующего влечет последствия, предусмотренные для отказа основного должника от исполнения обязательств.
 
Если неисполнение обязательств общества обусловлено недобросовестным или неразумным поведением лиц, перечисленных в пунктах 1-3 ст. 53.1 ГК РФ*, то по заявлению кредитора на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам такого общества. 

Комментарий "Пепеляев Групп": Законодатель вводит совершенно новое основание субсидиарной ответственности, требующее более тщательного контроля со стороны собственников бизнеса и руководителей за недействующими компаниями. Рекомендуем осуществлять проверку таких компаний на предмет выявления неисполненных обязательств, своевременно предпринимать меры к их ликвидации или реорганизации.

Обращаем внимание на то, что учредитель недействующего ООО, ликвидированного в административном порядке, обладавший 50 и более процентами долей в уставном капитале общества, в течение 3-х лет не вправе учреждать новые юридические лица**. 


Изменения процессуального порядка рассмотрения заявлений о субсидиарной ответственности 


Впервые законодатель предусмотрел возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве. 

Теперь заявление о субсидиарной ответственности может быть подано после завершения конкурсного производства, а также после возвращения заявления о банкротстве или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью имущества должника для финансирования судебных расходов. В таких случаях заявление будет рассматривать арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве. Аналогичный порядок применяется к заявлениям о возмещении убытков, причиненных должнику учредителями или органами управления. 

Рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве***, поданных после завершения конкурсного производства, осуществляется по правилам рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ). При этом заявителями могут быть также кредиторы по текущим обязательствам и кредиторы, требования которых подлежат погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов. Поданное после завершения конкурсного производства заявление о субсидиарной ответственности в обязательном порядке должно содержать указание на всех заинтересованных в привлечении к ответственности лиц. Данное требование обеспечено правом заявителя на ознакомление с делом о банкротстве.

Рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве****, поданных после возврата судом заявления о банкротстве или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью финансирования, осуществляется по правилам искового производства без привлечения к участию в деле должника.

Комментарий "Пепеляев Групп": Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве без участия должника существенно повышает риски для контролирующих лиц, которые утратили свой статус ко времени рассмотрения такого спора. Это связано с отсутствием доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности должника, которая могла бы свидетельствовать об отсутствии оснований для привлечения к ответственности.


Существенное увеличение срока для обращения с заявлением о субсидиарной ответственности


Срок для обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности увеличен с одного до трех лет со дня, когда уполномоченное на подачу такого заявления лицо узнало или должно было узнать о наличии основания ответственности, но не позднее тех лет со дня признания должника банкротом. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен. 

После завершения конкурсного производства с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, можно обратиться в течение 3-х лет, если о соответствующем основании стало известно после завершения конкурсного производства.


Сумма, подлежащая взысканию с контролирующего лица, может сразу распределяться между кредиторами 

 
Изменен порядок распределения взыскиваемых с контролируемого лица сумм, когда производство по заявлению о субсидиарной ответственности было приостановлено до окончания расчетов с кредиторами или до завершения рассмотрения заявленных в установленный срок требований кредиторов. 

В таких случаях завершение рассмотрения заявления о субсидиарной ответственности должно осуществляться после возобновления производства одновременно с рассмотрением отчета по итогам процедуры конкурсного производства. В определении о завершении процедуры суд указывает суммы, подлежащие взысканию в пользу каждого кредитора, требования которого остались неудовлетворенными, а также на очередность удовлетворения таких требований.

Комментарий "Пепеляев Групп": Законодатель ввел механизм, дающий кредиторам право самостоятельно осуществлять взыскание с контролирующих лиц. Это повышает заинтересованность кредиторов, т.к. ранее, как правило, права требования к контролирующему лицу реализовывались конкурсным управляющим на торгах со значительным дисконтом.

Выводы и рекомендации


Комментируемые изменения в законодательстве подтверждают общий тренд усиления ответственности контролирующих лиц, направленный на недопущение неисполнения юридическими лицами обязательств перед кредиторами.

Наш опыт сопровождения дел о банкротстве и, в частности, проектов, связанных с ответственностью контролирующих лиц, показывает, что во многих случаях риски обусловлены недостаточной информированностью собственников и менеджеров компаний относительно последствий несоблюдения норм, регламентирующих ответственность контролирующих лиц, в том числе Закона о банкротстве. 
 
В связи с этим рекомендуем на всех этапах деятельности юридических лиц учитывать требования норм законодательства о банкротстве и последствия их несоблюдения. 


Помощь консультанта


Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным успешным опытом защиты интересов любых категорий лиц, вовлеченных в разбирательства о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и готовы оказать квалифицированную правовую помощь, в том числе на стадии принятия бизнес-решений и совершения сделок.


* К таковым относятся: (1) лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), (2) члены коллегиальных органов юридического лица, (3) лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в п. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ.
**См. пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
***Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).
****Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка. Сергей Пепеляев и Евгений Леонов.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Геннадьевича Пепеляева с автором статьи «Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка» Евгением Леон...

Смотреть

22.05.2024

ВС рассмотрит спор о взыскании неосновательного обогащения при признании сделки притворной

В 2019 году «Объединенная инжиниринговая компания» купила у ООО «Электронная биржа» недвижимость, оплатив полностью первый...

22.05.2024

Банкротство: MustRead за 15–22 мая 2024 г. Выпуск № 221

Главные новости: Обзор судебной практики по банкротству за 2023 год «Нет» искусственной трансформации требований...

16.05.2024

ВС пояснит порядок продажи долей должника в ООО на банкротных торгах

В рамках банкротства Максима Ермакова его финуправляющий попросил суд утвердить положение о порядке продажи долей должника...

15.05.2024

Кардинальные изменения Закона о банкротстве

06.05.2024 в третьем чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (б...