Экология: MustRead за 20 февраля – 4 марта 2024 г.
Изменения законодательства. Административная ответственность
Вступила в силу ст. 8.55 КоАП РФ об ответственности за нарушения при эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных производственных объектов (Отдельные ПО)
1 марта 2024 г. вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), которыми введена ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации Отдельных ПО и при их выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации).
Напомним, что к Отдельным ПО отнесены в том числе:
-
некоторые опасные производственные объекты I и II классов опасности (соответствующие утвержденным Правительством РФ критериям);
-
шахты угольной промышленности;
-
объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.
Подробно о составах правонарушений и размерах ответственности мы рассказывали в выпуске Экология: Mustread от 22 января 2024 г.
Напомним, что административная ответственность будет наступать в следующих случаях:
-
непредставление (несвоевременное представление) в Росприроднадзор сведений об отнесении опасного производственного объекта к Отдельным ПО (наказывается штрафом в размере до 500 тыс. рублей);
-
непредставление (несвоевременное представление) в Росприроднадзор сведений о сроке эксплуатации Отдельных ПО, объектов размещения отходов I и II классов опасности, а также о сроке пользования участком недр и о сроке разработки месторождения (наказывается штрафом в размере до 500 тыс. рублей);
-
невыполнение или выполнение с нарушениями мероприятий по ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации Отдельного ПО при выводе его из эксплуатации (наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей).
Рекомендации
Закон направлен на минимизацию риска появления таких объектов накопленного вреда, как промышленные площадки ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон». Владельцев подобных объектов будут привлекать к ответственности, в случае нарушения экологических требований, обеспечивающих их безопасную ликвидацию. Это должно снизить угрозу для окружающей среды.
Хотели бы обратить внимание владельцев Отдельных ПО, что повторное невыполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды (или их выполнение с нарушением требований) может повлечь для должностных лиц компании дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.
Изменения законодательства. Административная ответственность
Вступили в силу изменения в КоАП РФ о штрафах до 150 тыс. рублей за невнесение данных в системы учета отходов
1 марта 2024 г. вступили в силу новые части 13 и 14 в ст. 8.2 КоАП РФ, касающиеся:
-
обращения с отходами I и II классов опасности;
-
обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).
Напомним, что изменения предусматривают привлечение к административной ответственности за следующие правонарушения:
-
нарушение сроков или периодичности размещения информации, размещение недостоверной или неполной информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО);
-
непредставление или несвоевременное представление информации для включения во федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) либо неразмещение, неполное размещение или несвоевременное размещение информации в ней.
Подробно о размерах ответственности мы рассказывали в выпуске Экология: Mustread от 22 января 2024 г.
Рекомендации
Положения закона направлены на стимулирование компаний к своевременному и полному предоставлению экологической информации в различные информационные системы.
Рекомендуем компаниям, на которые возложена обязанность по представлению экологической информации в соответствующие информационные системы, принять к сведению новые положения закона, чтобы не допустить привлечения к административной ответственности за совершение указанных правонарушений.
Изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей и импортеров (РОП)
Вступил в силу приказ Минприроды России, утвердивший новую форму акта утилизации отходов от использования товаров и/или упаковки
1 марта 2024 г. вступил в силу приказ Минприроды России от 15 ноября 2023 г. № 762 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров и (или) упаковки».
Напомним, что акт утилизации является одним из документов, подтверждающим выполнение самостоятельной утилизации. Такая утилизация может выполняться субъектом РОП с использованием собственной инфраструктуры или путем поручения ее выполнения специализированной компании-утилизатору.
Акт утилизации подается в Росприроднадзор вместе с отчетностью о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и упаковки и должен подтверждать данные, содержащиеся в такой отчетности.
Срок действия документа ограничен и продлится до 1 марта 2030 г.
Рекомендации
Товаропроизводителям и импортёрам товаров, выполняющим самостоятельную утилизацию, а также компаниям-утилизаторам рекомендуем ознакомиться с новой формой акта и применять её в своей деятельности.
Также обращаем внимание, что ранее опубликованный приказ Росприроднадзора от 15 февраля 2022 г. № 90 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров» не отменён и продолжает действовать.
Изменения законодательства. РОП
Вступил в силу перечень видов продукции, работ и услуг, для производства и оказания которых используется вторсырье
1 марта 2024 г. вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 2 августа 2023 г. № 2094-р, которым утверждены:
-
перечень видов продукции (товаров), производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству;
-
перечень видов работ, услуг, выполнение и оказание которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их выполнению.
В перечень товаров, в частности, входят различные виды строительных материалов (например, цементы, асфальтобетонные смеси, бетоны и др.), бумага и картон, грунты и почвогрунты, нефтяные смазочные масла и пр.
В перечень услуг включены, например, различные виды дорожного строительства (с использованием битумосодержащих материалов из вторичного сырья, с использованием щебня, песка и готовых щебеночно-песчаных смесей из шлаков и др.), мелиоративные и рекультивационные работы.
Рекомендации
Производителям товаров и исполнителям услуг, использующим вторсырье, рекомендуем ознакомиться с полным перечнем товаров и услуг и проанализировать, вправе ли они претендовать на меры государственной поддержки.
При соблюдении установленной доли вторичного сырья в произведённых товарах или оказанных услугах (выполненных работах) компании вправе получить государственную поддержку в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328).
Распоряжение Правительства РФ от 2 августа 2023 г. № 2094-р
Планируемые изменения законодательства. Объекты НВОС
Опубликован проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий
Министерство промышленности и торговли России подготовило проект изменений в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398 (Постановление № 2398).
Действующая редакция Постановления № 2398 предусматривает, что объекты, на которых осуществляется производство бумаги и /или картона из приобретенного сырья с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более относятся к I категории НВОС, а объекты с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки — ко II категории НВОС.
Изменения предусматривают отнесение всех объектов, на которых осуществляется производство бумаги и картона из приобретенного сырья, ко II категории НВОС (вне зависимости от мощности производства).
Рекомендации
Благодаря изменениям производители бумаги и картона смогут перевести производственные объекты во II категорию НВОС, что позволит избежать необходимости получения комплексного экологического разрешения и перейти на процедуру подачи декларации о воздействии на окружающую среду.
Проект находится на стадии общественных обсуждений, которые продлятся до 13 марта 2024 г. Рекомендуем всем заинтересованным лицам принять участие в обсуждениях и внести свои предложения.
Планируемые изменения законодательства. Учёт вторичного сырья
К 2025 г. планируется создание системы учета использования вторичного сырья
Российский экологический оператор (РЭО) совместно с Минпомторгом России разработал форму для учёта вторичного сырья — сообщается на сайте РЭО.
Планируется, что с 2025 года юридические лица, которые производят вторсырье и (или) промышленную продукцию с использованием вторсырья, будут передавать данные в Минпромторг России.
Система государственного статистического наблюдения за образованием вторсырья создаётся в целях достижения к 2030 году высоких показателей доли вторичных ресурсов в различных отраслях экономики: не менее 40% — в строительстве, не менее 34% — в промышленности и не менее 50% — в сельском хозяйстве.
В настоящее время РЭО и Минпромторг России готовят перечень конкретных видов продукции и материалов, чтобы сформировать систему государственного статистического наблюдения за образованием вторичного сырья.
Рекомендации
Реализация указанной инициативы повлечёт обязанность товаропроизводителей подавать дополнительную форму отчётности.
Мы продолжим следить за процессом создания новой системы.