Загрузка...
03.04.2024
9 мин. на чтение

Экология: MustRead за 19 марта – 1 апреля 2024 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Экологический мониторинг

Вступили в силу постановления Правительства РФ о порядке осуществления государственного экологического мониторинга

Напомним, что 1 марта 2024 г. вступила в силу большая часть положений Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 450-ФЗФедеральный закон от 4 августа 2023 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 о создании в РФ системы экологического мониторинга.

Данная система объединит информацию о состоянии и загрязнении различных компонентов окружающей среды (почв, недр, водных объектов, водных биологических ресурсах и пр.). Подробнее ознакомиться с положениями принятого закона вы можете в нашем Мастриде.

15 марта 2024 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 14 марта 2024 г. № 300 «Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды)» (Положение), которым установлен порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды.

Положение содержит перечень государственных органов, осуществляющих государственный экологический мониторинг и обеспечивающих функционирование наблюдательных сетей. К ним относятся, в частности, Минприроды России, Минсельхоз России, Росреестр, Роснедра. Общую координацию мониторинговой деятельности государственных органов осуществляет Минприроды России.

Также комментируемый документ содержит перечень правительственных актов, утративших силу, среди которых:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. № 1082 «О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1806 «О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита».

20 марта 2024 г., за исключением отдельных положений, вступило в силу постановление Правительства РФ от 19 марта 2024 г. № 329Постановление Правительства РФ от 19 марта 2024 г. № 329 «О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды»).
 (Постановление № 329), которое регламентирует порядок предоставления экологической информации в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды (ФГИС состояния окружающей среды).

Поставщиками информации будут выступать, в том числе, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны предоставлять в органы исполнительной власти информацию о состоянии окружающей среды.

К информации, которую обязаны предоставлять частные лица, относится:

  • информация об объектах накопленного вреда окружающей среде;

  • информация об использовании водных объектов.

Постановление № 329 предусматривает обязанность поставщиков информации обеспечивать полноту и достоверность информации, своевременность её размещения. Документ предусматривает ответственность поставщиков за размещаемую информацию.

Перечисленные положения Постановления № 329 вступают в силу 1 марта 2025 г. В настоящее время действующее законодательство не содержит конкретных норм, устанавливающих санкции за нарушение указанных правил.

Размещение информации во ФГИС состояния окружающей среды осуществляется в электронном виде посредством:

  • личного кабинета ФГИС состояния окружающей среды;

  • направления информации во ФГИС состояния окружающей среды из других информационных систем (в том числе государственных и муниципальных);

  • автоматической передачи информации от устройств, обеспечивающих автоматические измерения.

Рекомендации

Обращаем особое внимание на положения Постановления № 329, предусматривающие ответственность поставщиков информации за полноту и достоверность размещаемых сведений, а также своевременность их предоставления.

Вероятнее всего, учитывая последние законодательные тенденции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен новым составом административного правонарушения об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по размещению информации во ФГИС состояния окружающей среды.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 г. № 300 «Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды)»

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2024 г. № 329 «О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды»)


Планируемые изменения законодательства. Экономика замкнутого цикла

Минпромторг России опубликовал проект постановления Правительства РФ об ограничении производства и использования некоторых видов продукции

Документ содержит перечень видов продукции, производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны. На данный момент перечень содержит пять позиций:

  • полупрозрачные ПЭТ-бутылки для пищевой промышленности всех цветов, за исключением голубого, зеленого, коричневого;

  • непрозрачные ПЭТ-бутылки для пищевой промышленности, за исключением тары белого цвета;

  • упаковка из ПЭТ, произведенная с использованием круговой этикетки из ПВХ;

  • многослойные ПЭТ-бутылки;

  • ПЭТ-упаковка, этикетка на которую приклеена с помощью нерастворимого в водном или щелочном растворе клея.

Планируется, что производство и использование первых четырех позиций будет запрещено уже с 1 сентября 2024 г. Производство и использование ПЭТ-упаковки, этикетка на которую приклеена с помощью нерастворимого в водном или щелочном растворе клея, будет запрещено с 1 января 2025 г.

Рекомендации

В указанный перечень включена продукция, отходы от использования которой невозможно либо крайне затруднительно утилизировать. Также эти отходы зачастую не извлекаются из общего потока отходов из-за отсутствия коммерческого интереса со стороны заготовителей и переработчиков вторичных ресурсов.

Введение запрета на использование товаров и упаковки, которые не подлежат либо практически не подлежат утилизации, предусматривала Концепция совершенствования института РОП.

Таким образом, идея запретить производство подобных товаров существует довольно давно. В первом квартале 2023 г. СМИ сообщали о планах Минпромторга ввести запрет на импорт пластика, однако ведомство опровергло эту информацию.

В настоящее время и до 11 апреля 2024 г. проект постановления Правительства РФ находится на стадии публичных обсуждений. Рекомендуем всем заинтересованным лицам принять участие в обсуждении и внести свои предложения.

Мы продолжим следить за движением проекта.


Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны»


Планируемые изменения законодательства. Расширенная ответственность производителей (РОП)

Минприроды России подготовило проект постановления Правительства РФ об утверждении Правил взимания экологического сбора

Документ разрабатывается взамен действующих Правилам взимания экологического сбора, утверждённым постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073. Планируется, что действующие Правила взимания экологического сбора не утратят свою силу и будут применяться в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Основные различия между действующим и новым документами заключаются в регулировании порядка уплаты экологического сбора для импортеров товаров, которые ввозятся из стран, не являющихся членами ЕАЭС. Согласно новым правилам, такие импортёры обязаны до дня выпуска товаров для внутреннего потребления уплатить экологический сбор или представить в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ) уведомление о намерении самостоятельной утилизации (с приложением банковской гарантии или договора поручительства, заключенного с лицом, включенным в реестр утилизаторов).

Напомним, что в силу п. 9 ст. 7 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правило о предоставлении банковской гарантии и (или) договора поручительства вступит в силу с 1 января 2026 г.

Новые правила предусматривают, что расчет суммы экологического сбора предоставляется плательщиком в Росприроднадзор только в электронном виде посредством ЕФГИС УОИТ в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Изменился порядок утверждения форм расчетов, актов, заявлений и иных документов, связанных с уплатой экологического сбора. Указанные документы ранее утверждались и разрабатывались Росприроднадзором. Новые формы таких документов являются приложениями к комментируемому правительственному акту.

Другим важным изменением стало включение в правила взимания экологического сбора специальных правил, применяемых в отношении лиц, включенных в реестр утилизаторов, которые не обеспечили надлежащую утилизацию. Напомним, что принятые в прошлом году изменения предусматривают, что в таком случае обязанность по уплате экологического сбора возлагается на утилизатора, а не на производителя и (или) импортёра товаров.

Планируется, что документ вступит в силу 1 сентября 2024 г. и будет действовать до 1 сентября 2030 г.

Рекомендации

Обращаем внимание, что документ находится на стадии общественных обсуждений, которые продлятся до 16 апреля 2024 г. Рекомендуем производителям и импортерам товаров, утилизаторам и иным заинтересованным лицам принять участие в публичных обсуждениях и внести свои предложения.

Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил взимания экологического сбора, его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора»


Планируемые изменения законодательства. РОП

Минприроды разработало проект типового договора поручительства для импортеров, подпадающих под РОП

Опубликован проект приказа Минприроды России «Об утверждении типовой формы договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза».

Документ содержит типовую форму договора поручительства, которую заключает Росприроднадзор с лицом, включённым в реестр утилизаторов, в целях гарантии исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации импортёром товаров, ввезённых из стран, не являющихся членами ЕАЭС.

Среди ключевых положений, которые включает в себя текущая редакция типового договора, следует отметить:

  • обязанность поручителя отвечать солидарно с должником (импортером) при неисполнении последним обязанности по уплате экологического сбора;

  • обязанность поручителя включить в договор банковского счета право Росприроднадзора предъявлять в банк распоряжение о списании денежных средств;

  • условие о неустойке в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки, если поручитель не исполнит свои обязанности в срок.

Планируется, что приказ Минприроды России вступит в силу 1 сентября 2024 г. и будет действовать до 1 сентября 2030 г.

Рекомендации

Вероятнее всего, Росприроднадзор будет строго руководствоваться утвержденной Минприроды России формой типового договора. В настоящее время документ находится на стадии публичных обсуждений, которые продлятся до 18 апреля 2024 г.

Мы продолжим следить за принятием ведомственного акта.


Проект признака Минприроды России «Об утверждении типовой формы договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами евразийского экономического союза»


Планируемые изменения законодательства. Недропользование

Минприроды подготовило перечень дефицитного сырья и продукции из него

Как сообщает пресс-служба Минприроды России, ведомство подготовило перечни дефицитных видов твердых полезных ископаемых и продукции с высокой долей добавленной стоимостью из этого сырья. Проект распоряжения Правительства РФ внесён на рассмотрение.

Сейчас известно, что в перечень дефицитного сырья войдут уран, марганец, хром, титан, бокситы, молибден, вольфрам. Также в перечень включат литий, бериллий, редкоземельные (иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), цирконий, ванадий, ниобий, тантал и рений. Дефицитным сырьём также признают графит и плавиковый шпат.

Перечень продукции с высокой добавленной стоимостью из дефицитного сырья состоит из 310 позиций. В него вошли, например, карбонат лития, оксиды и гидроксиды ванадия, вольфраматы, феррониобий, графит полуколлоидный и многое другое.

Напомним, что 12 декабря вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», согласно которому к участникам аукциона на право пользования участками недр с залегающими в них дефицитными видами твердых полезных ископаемых могут применяться специальные требования. Такие специальные требования устанавливаются Правительством РФ в соответствии с поручениями Президента РФ. В случае их установления в условия аукциона также включается обязанность по производству на территории РФ продукции с высокой долей добавленной стоимости с использованием добытых дефицитных видов твердых полезных ископаемых.

Также в отношении участков недр с залегающими дефицитными видами твердых полезных ископаемых Правительство РФ может устанавливать пониженные минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами.

Рекомендации

Принятие акта направлено на стимулирование добычи дефицитных твердых полезных ископаемых и последующее производство продукции из них на территории России.

Недропользователям, осуществляющим или планирующим осуществлять добычу дефицитных твердых полезных ископаемых, рекомендуем обратить внимание на грядущие изменения.

Мы продолжим следить за принятием правительственного акта.

Источник

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

16.04.2024

Экология: MustRead за 2–15 апреля 2024 г.

Главные новости: Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о штрафах за несоблюдение требований к обращению...

19.03.2024

Экология: MustRead за 5–18 марта 2024 г.

Главные новости: В Госдуму внесли законопроект об ужесточении наказания за нарушения правил обращения с пестицидами ...

04.03.2024

Экология: MustRead за 20 февраля – 4 марта 2024 г.

Главные новости: Вступила в силу ст. 8.55 КоАП РФ об ответственности за нарушения при эксплуатации и выводе из эксплуатации...

03.11.2022

Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск № 6. Споры о государственной экологической экспертизе

В спецвыпуске разобрали топ-10 споров о государственной экологической экспертизе (с учетом судебных актов, вынесенных в ...