Загрузка...
28.06.2023
8 мин. на чтение

С 1 сентября 2023 года стартует обязательная маркировка товаров аптечного ассортимента

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 1 сентября 2023 года биологически активные добавки, кожные антисептики, отдельные виды медицинских изделий и иные товары будут подлежать обязательной маркировке средствами идентификации.

1. О маркировке по порядку

Правительство РФ утвердило старт обязательной маркировки для БАД, отдельных видов медицинских изделий, антисептиков и кресел-колясок, приняв четыре постановления.



 Биологически активные добавки

 Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 886


 Имеющие свидетельство о государственной регистрации и
 соответствующие кодам товарной номенклатуры:

 1)  ТН ВЭД: 1204 00 900 0, 1208 90 000 0, 1210 20 900 0,
 1212 21 000 0, 1302 19 900 0, 1504 10 100 0, 1504 20 900 0,
 1515 11 000 0, 1515 19 900 0, 1515 90 690 0, 1515 90 890 0,
 1516 10 900 0, 1517 90 990 0, 1602 90 990 9, 1702 30 500 0,
 1702 40 900 0, 1702 60 950 0, 1702 90 950 0, 1704 90 550 0,
 1704 90 710 0, 1704 90 820 0, 1806 31 000 0, 1806 32, 1806 90 700 0,
 1806 90 900 0, 1904 10 900 0, 2101 12 920 1, 2106 10 800 0,
 2106 90 580 0, 2106 90 930 0, 2106 90 980 1, 2106 90 980 3,
 2106 90 980 8, 2202 99 180 0, 2922 41 000 0, 2922 42 000 0,
 2923 20 000 0, 2923 90 000 9, 2936, 3001 20, 3002 49 000 1,
 3002 90 300 0, 3002 90 800 0;

 2)  ОКПД 2: 01.11.91.120, 01.28.20, 03.11.63, 10.13.15.193, 
 10.13.15.194, 10.13.15.199, 10.41.12.110, 10.41.29, 10.41.42,
 10.41.59, 10.41.60, 10.42.10, 10.61.33, 10.62.13.111, 10.62.13.122,
 10.62.13.130, 10.62.13.190, 10.82.22.121, 10.82.22.122, 10.82.22.190,
 10.82.23.121, 10.83.12.120, 10.85.19, 10.89.15, 10.89.19.140,
 10.89.19.210, 10.89.19.290, 11.07.19.190, 21.10.20, 21.10.51,
 21.10.60.193, 21.10.60.194, 21.20.10.255



 Кресла-коляски

 Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 885


 ТН ВЭД 8713 10 0000, 8713 90 0000; ОКПД2 30.92.20.000,
 32.50.50.190, 30.99.10.190; 20.42.15



 Дезинфицирующие средства

 Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 870

 1)  парфюмерно-косметическая продукция с антимикробным
 действием (ТН ВЭД 3304 99 000 0; ОКПД2 20.42.15);

2)  кожные антисептики ― дезинфицирующие средства (ТК ВЭД
 3808 94 800 0; ОКПД2 20.20.14.000)




 Отдельные виды медицинских изделий

 Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 894

 1)  обеззараживатели ― очистители воздуха; обувь ортопедическая
 и корригирующих стельки, полустельки (ТН ВЭД 8421 39 200 8, 
 8421 39 800 6, 8539 49 000 0, 9018 20 000 0, 9021 10 100 0; ОКПД2
 28.25.14.110, 32.50.22.150, 32.50.22.151, 32.50.22.152, 32.50.22.155,
 32.50.22.156, 32.50.22.157, 32.50.50.190; коды вида медицинского
 изделия по номенклатурной классификации 131980, 152690,
 152700, 182750, 209360, 250220, 250230, 250250, 250260, 292620,
 320560, 336330, 343610, 375930);


 2)  слуховые аппараты; стенты коронарных; компьютерные 
 томографы; прокладки и подгузники для взрослых (ТН ВЭД 9021
 40 000 0, 9021 90 900 1, 9022 12 000 0, 9022 13 000 0, 9022 14 000 0,
 9022 19 000 0, 9619 00 890; ОКПД2 17.22.12.130, 26.60.11.111, 
 26.60.11.113, 26.60.11.119, 26.60.14.120, 32.50.22.190, 32.50.22.195;
 коды вида медицинского изделия по номенклатурной
 классификации 113850, 126750, 135190, 135820, 142570, 155760,
 155800, 155820, 173110, 202800, 202810, 204370, 210000, 218190,
 228560, 233730, 233860, 233900, 273880, 280360, 280730, 282030,
 302870, 320550, 331320, 331330, 331830, 343410, 343540, 343580,
 356150).

Теперь каждому участнику оборота указанных товаров необходимо зарегистрироваться в информационной системе мониторинга «Маркировка товаров», размещенной на портале «Честный ЗНАК» (далее – ИС).

Заявления на регистрацию в ИС подаются с 1 сентября 2023 г. Сделать это нужно в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота товаров деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота. В течение 15 календарных дней с момента регистрации в системе надо подготовить собственное ПО к информационному взаимодействию с ИС и направить оператору заявку на тестирование.

Важно учитывать, что коды маркировки предоставляются за плату, за исключением случая, когда участник оборота решил начать маркировать продукцию до введения обязательной маркировки, в таком случае коды предоставляются бесплатно. При этом коды надо будет оплатить, если они не преобразованы в средства идентификации и в ИС не представлен отчет об их нанесении до 30 сентября 2023 г.

Получение кодов маркировки возможно посредством заключения договора между оператором и участником оборота товаров. На данный момент типовые формы договора на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, разработанные Минпромторгом РФ, проходят антикоррупционную экспертизу . Полагаем, что в ближайшее время они в той или иной редакции будут утверждены.

С 1 октября 2023 г. производители и импортеры указанных товаров аптечного ассортимента обязаны наносить на упаковку вышеуказанных видов продукции средства идентификации.

2. Требования и сроки

Общие требования для подключения участников оборота к ИС:

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП);

  • Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий возможность подписания электронных документов УКЭП;

  • Удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре информационной системы мониторинга;

  • Заключенный договор с оператором ЭДО;

Требования для розничных продавцов, использующих контрольно-кассовую технику:

  • Сопряженные с ККТ программные и (или) технические средства распознавания средств идентификации;

  • Заключенный с организацией, получившей о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных, договор на обработку и передачу от имени участника оборота товаров в информационную систему мониторинга сведений об обороте товаров.

Важно отметить, что участники должны будут фиксировать передачу товара через систему ЭДО с оформлением универсальных передаточных документов (далее – УПД). В этой связи необходимо учитывать особенности договора, который заключается между оператором и участником оборота товаров:

  • Передача подписанных обеими сторонами сделки УПД участника оборота товаров с оператором ЭДО в ИС осуществляется в режиме реального времени;

  • Датой исполнения обязанности участника оборота товаров по представлению сведений в ИС считается дата получения УПД;

  • Ответственность за корректность сведений, содержащихся в УПД, несет участник оборота товаров, а ответственность за неизменность и своевременность передачи в ИС передаточных документов, представленных участником оборота товаров, несет оператор ЭДО.

Сроки внедрения маркировки различны в зависимости от вида товара. Начало обязательной маркировки – это еще не запрет оборота немаркированных товаров. Систему обязательной маркировки и прослеживания товаров внедряют в несколько этапов: сначала регистрация у оператора, потом нанесение кодов на товары и внесение информации в систему, затем запрет оборота без маркировки.

В отношении БАД и антисептиков:


В отношении отдельных видов медицинских изделий:


В отношении кресел-колясок:


3. Чем может грозить отсутствие маркировки?

После перехода к учету всех операций с индивидуальными кодами в ИС, оборот немаркированной продукции будет запрещен. То есть реализовывать или иным образом выводить из оборота БАД, кожные антисептики и отдельные виды медизделий без внесения в ИС кодов маркировки после 01 сентября 2025 г. будет запрещено. Для кресел-колясок этот срок наступит раньше ― с 1 сентября 2024 г.

В действующем законодательстве РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за отсутствие маркировки, порядка ее нанесения, а также внесения сведений в ИС.


Административная ответственность

Уголовная ответственность


ч. 2. ст. 15.12. КоАП РФ

ст. 15.12.1. КоАП РФ

ч. 3 и 4 ст. 171.1. УК РФ


Производство, ввод в оборот или продажа товаров без маркировки, а также нарушение порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.

Непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной ИС за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации: в крупном размере или особо крупном размере[1].


Штраф на организацию: 50 ― 300 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.

Предупреждение или штраф
1) на должностных лиц: 1 ― 10 тыс. рублей;

2) на организацию:

50 ― 100 тыс. руб.

Крупный размер:

1) Штраф до 400 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2-х лет;

2) либо принудительные работы на срок до 3-х лет;

3) либо лишение свободы на срок до 3-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

Особо крупный размер:

1) Штраф до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3-х лет;

2) либо принудительные работы на срок до 5-ти лет;

3) либо лишение свободы на срок до 6-ти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5-ти лет либо без такового.


4.  О чем подумать, что сделать

  • В целях минимизации рисков в договорах с контрагентами целесообразно предусмотреть соответствующие заверения и гарантии выполнения обязательных требований по внесению сведений о маркировке продукции, а также меры ответственности в случае их нарушения, включая компенсацию убытков, связанных с привлечением участника к ответственности.

  • Подготовить локальные нормативные акты, регулирующие порядок предоставления сведений в ИС, а также назначение ответственных лиц за работу с системой, внести необходимые дополнения / корректировки в иные релевантные и действующие в компании локальные нормативные акты, должностные инструкции и т.п.

  • Описать новый процесс в рамках системы управления рисками в компании (риск-менеджмента).

Помощь консультанта

С учетом происходящих изменений юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую правовую поддержку по вопросам, прямо или косвенно связанным с обязательной маркировкой товаров.


[1] Крупным размером признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая 400 тыс. руб., а особо крупным ─ 1,5 млн руб.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

12.05.2023

Цифровой рубль - регулирование, характеристики, платформа цифрового рубля, совершение операций и др.

Из ролика вы узнаете, что такое цифровой рубль, о законодательном регулировании цифрового рубля, о его характеристиках, о платформе цифрового рубля, об участниках и польз...

Смотреть

23.04.2024

Как работают индикаторы риска для проведения внепланового контроля

Минздрав в начале апреля значительно расширил перечень индикаторов риска нарушений в сфере обращения лекарственных средств....

23.04.2024

Обеленные требования. Правительство планирует ограничить сроки действия обязательных требований из «белого списка»

Большая часть нормативных актов, регулирующих обращение лекарств и медизделий, а также работу их производителей и участников...

16.04.2024

Территория моратория. Как суды оценивают значимость лекарств и БАД для проверок

Президент в конце февраля анонсировал планы отказаться от тотального моратория на проверки в следующем году. Еще в 2023 ...

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...