Загрузка...
23.04.2012
9 мин. на чтение

Таможенные вопросы перемещения воздушных судов и их ремонта

Ставки пошлин

Действующие ставки ввозных таможенных пошлин на гражданские пассажирские самолеты составляют:

• 0% - в отношении небольших самолетов (то есть, для тех, которые насчитывают менее 50 мест и весят меньше 20,000 кг), самолетов с количеством мест от 50 до 300 мест и весящих от 90 000 до 120 000 кг и больших самолетов (то есть, для тех, которые насчитывают более 300 мест или весят более 120 000 кг.;

• 20% - в отношении остальных самолетов.

Более детально сведения по действующим ставкам, а также по планируемому изменению ставок в соответствии с обязательствами, взятыми Россией перед ВТО, приведены в Таблице № 2. Из таблицы видно, что по тем товарным позициям, по которым в настоящее время применяется нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, согласно принятым обязательствам на дату присоединения России к ВТО предусмотрена ставка, равная 20% с последующим ее снижением. Это не означает, что ставка должна быть автоматически повышена: Россия приняла обязательства только по максимальному пределу размера ставки, и, соответственно, могут применяться более низкие ставки. Вместе с тем, по информации Минэкономразвития России, с учетом того, что полномочия по изменению ставок переданы Евразийской Экономической Комиссии (далее - ЕЭК) вопрос о повышении ставок до уровня ставок, согласованных с ВТО будет обсуждаться Россией с другими государствами-членами Таможенного союза. В случае согласования этого вопроса ЕЭК должно быть принято соответствующее решение, которое, как мы понимаем, вступит в силу одновременно с вступлением в силу федерального закона о ратификации соглашения о присоединении России к ВТО.

Последствия вступления России в ВТО

В части обязательств России при присоединении к ВТО следует также отметить, что до даты присоединения должны быть внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 № 466, предусматривающие распространение его действия не только на самолеты российского производства, но и на самолеты, изготовленные за рубежом. Напомним, что согласно данному постановлению российские авиакомпании могут обращаться за государственным финансированием для частичной компенсации их арендных и кредитных платежей на покупку самолетов, включая гарантии и страховку. Предоставляемая правительственная поддержка может покрыть до половины таких расходов. Поскольку данная программа распространяется только на самолеты, изготовленные в Российской Федерации, она представляет собой субсидию, запрещенную в соответствии со статьей 3.1(b) Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО.

Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 от ввозной таможенной пошлины освобождаются гражданские пассажирские самолеты, классифицируемые по кодам ТН ВЭД ТС 8802 40 003 2  и 8802 40 004 2 (с массой от 20 до 120 тонн и с количеством пассажирских мест от 50 до 300) и ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств - членов таможенного союза. Такие суда в течение срока их эксплуатации могут вывозиться за пределы таможенной территории Таможенного союза для их ремонта или технического обслуживания и обратно ввозиться в Республику Беларусь или Республику Казахстан также с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Кроме того, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним. Реализация (продажа) таких товаров допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация и (или) ремонт и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских самолетов, либо деятельность, связанная с обеспечением указанных лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием. Для применения данного освобождения декларанту необходимо представить в таможенный орган заявление о целевом использовании товаров. Согласно пункту 2 статьи 349 ТК ТС в отношении таких запасных частей и оборудования также не применяются меры нетарифного и технического регулирования.

Таможенная стоимость

В соответствии с разъяснениями ФТС России при отсутствии продажи товаров на экспорт в Российскую Федерацию (например, аренда, лизинг товаров) метод 1 «по стоимости сделки» не может быть использован для целей определения таможенной стоимости товара. По мнению ФТС России, договоры аренды и лизинга по своей природе не образуют продажу товаров даже при наличии в этих договорах условия о выкупе арендованного товара (опциона покупки).

В этом случае таможенная стоимость должна быть определена на основании одного из других методов ее определения, подлежащих применению последовательно. Если методы 2-5 не могут быть применены (например, в отношении самолетов, бывших в употреблении), таможенная стоимость может быть определена по резервному методу. В этом случае согласно разъяснениям Минфина России основой для ее определения может быть (1) сумма арендных (лизинговых) платежей, пересчитанная на весь срок полезного использования самолета, если договором аренды (лизинга) не предусмотрен переход права собственности к арендатору (лизингополучателю), (2) стоимость самолета, определенная в договоре страхования (в случае его заключения) или в отчете об оценке объекта, который соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности (если такая оценка проводилась, (3) сумма, которую лизингополучатель обязуется выплатить лизингодателю в случае утери (порчи) полученного в аренду самолета, (4) стоимость самолета, отраженная лизингополучателем в бухгалтерском учете.

При этом в структуру таможенной стоимости объекта аренды (предмета лизинга) при применении метода 6 подлежат включению транспортные, погрузочно-разгрузочные, страховые и другие расходы, предусмотренные статьей 5 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», если они ранее не были учтены в выбранной основе для расчета таможенной стоимости.

Временный ввоз

Поскольку нулевая ставка и льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены в отношении не всех гражданских пассажирских самолетов, а также учитывая, что их ввоз облагается 18% НДС, во многих случаях, в т.ч. при ввозе самолетов в рамках лизинговых договоров, импортеры используют таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Данная процедура предусматривает возможность применения полного или частичного освобождения от уплаты не только ввозной таможенной пошлины, но и НДС.

• Случаи полного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов

В перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов включены гражданские пассажирские самолеты, классифицируемые под кодами ТН ВЭД ТС 8802 40 003 2 и 8802 40 004 2 с массой от 20 до 120 тонн и с количеством пассажирских мест от 111 до 170 и от 219 до 300, при условии, что договоры аренды (лизинга) в отношении таких самолетов заключены до 31.12.2013 и самолеты помещены под таможенную процедуру также до указанной выше даты. Полное освобождение в отношении таких самолетов может быть применено до 31.12.2018. После этой даты к таким товарам будет применяться частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов (то есть декларантом подлежат уплате периодические платежи, эквивалентные 3 процентам от полной суммы таможенных пошлин и налогов, которые будут взиматься за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения самолета на таможенной территории Таможенного союза). В этом случае срок временного ввоза может быть продлен до 34 месяцев при условии, что в течение указанного срока самолет не будет являться собственностью лица, использующего его на таможенной территории Таможенного союза. За это время лицом будут выплачены все 100% от суммы таможенных пошлин и налогов, и в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 такие самолеты могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без уплаты процентов за фактически использованную рассрочку платежа.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов применяется также в отношении гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек (коды 8802 30 000 2 и 8802 40 001 1 ТН ВЭД ТС), находящиеся в собственности иностранных лиц и используемые на единой таможенной территории Таможенного союза в нерегулярных (вне коммерческого расписания) полетах, при условии, что такое использование не имеет целью извлечение доходов.

В отношении остальных самолетов применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

• Обеспечение уплаты таможенных платежей

Подпунктом 2 части 4 статьи 137 Федерального закона предусмотрено, что в отношении воздушных судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в целях осуществления ремонта, не должно предоставляться обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Однако данное правило содержит исключение: таможенные органы вправе требовать предоставления такого обеспечения, в частности, в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены. Такое исключение позволяет таможенным органам широкое усмотрение при реализации этого полномочия, что потенциально содержит высокий риск установления искусственных административных барьеров к осуществлению хозяйственной деятельности и, соответственно, коррупции.

• Предельные сроки временного ввоза

Предельный срок временного ввоза гражданских пассажирских самолетов с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов составляет 34 месяца. Следует также обратить внимание, что при неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать указанного выше срока. В случае превышения этого срока с намерением дальнейшего использования самолетов на территории России они подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В этом случае, а также при помещении самолетов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до истечения предельного срока временного ввоза, проценты за фактически использованную рассрочку платежа уплате не подлежат.

Ремонт

Действующим таможенным законодательством допускается осуществление ремонта (кроме капитального и (или) модернизации), технического обслуживания и других операций, необходимых для поддержания временно ввезенных товаров в нормальном состоянии в рамках таможенной процедуры временного ввоза. При этом передача временно ввезенных товаров другому лицу для проведения указанных выше операций может осуществляться без получения разрешения у таможенного органа. Вместе с тем, если стоимость товаров превышает 500 000 рублей, декларант обязан письменно уведомить таможенный орган о передаче товара другому лицу для проведения ремонта. Административная ответственность за неуведомление таможенного органа исключена. Однако в этом случае права и обязанности по соблюдению таможенной процедуры временного ввоза не передаются другому лицу, и импортер остается ответственным за соблюдение требований таможенной процедуры. Также в этом случае не приостанавливается и не продлевается срок временного ввоза.

Снятые с самолета, используемого в международных перевозках пассажиров или грузов, в результате замены запасные части и оборудование могут вывозиться из Российской Федерации одновременно с самолетом, с которого они были сняты. Сведения о таких запасных частях и об оборудовании, а также о произведенном ремонте указываются в таможенной декларации на самолет, в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика. Если снятые компоненты не могут быть вывезены одновременно с таким самолетом, то они вывозятся из Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин применительно к таможенной процедуре реэкспорта.

При необходимости проведения капитального ремонта или модернизации самолета на территории России, необходимо его поместить под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. При этом процедура временного ввоза может быть приостановлена до завершения применения таможенной процедуры переработки.

В случае проведения ремонта (в т.ч. капитального и (или) модернизации) или технического обслуживания временно ввезенного самолета за границей, в целях упрощения таможенных формальностей и применения полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин декларантом может быть применена специальная таможенная процедура.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q