Загрузка...
18.05.2017
3 мин. на чтение

"Лоббизм и секс должны быть безопасными": Сергей Пепеляев о взаимодействии бизнеса с законодателем

Петербургский международный юрфорум собрал вместе ведущих российских юристов. На полях форума "Право.ru" поговорило с одним из них – Сергеем Пепеляевым, управляющим партнером "Пепеляев Групп", о лоббизме и праве, проблемах юристов с "бешеным принтером" и внезапными поправками в законопроекты, а также о важной роли юрконсультантов.

О безопасном юридическом лоббизме


"Бизнес и государство не живут в безвоздушном пространстве – учитывать интересы друг друга обречена и та, и другая сторона. Слово "лоббизм" некогда было ругательным: говорили, что в Советском Союзе нет секса и нет лоббизма. Но теперь и то, и другое появилось. Вопрос о том, что секс должен быть безопасным, и лоббизм, наверное, тоже. Если серьёзно, речь идет о нормальных правовых институтах взаимодействия власти и общества по вопросам законопроектной деятельности. Слава богу, это потихоньку развивается.

Но форум можно рассматривать как цивилизованный инструмент лоббизма. Ведь главное – не просто продавить решение силой, а объяснить, что такие решения нужны и почему они нужны. Например, на природоохранной сессии мы будем обсуждать злободневный вопрос. Есть платежи за загрязнение окружающей среды, но они нужны не сами по себе, чтобы у бюджета появился дополнительный источник дохода, а чтобы стимулировать компании к внедрению таких технологий, которые бы сокращали размер выплат и соответственно размер платежей. Последнее должно по замыслу происходить двумя способами: меньше выбросов – меньше база – меньше платежей, и, с другой стороны, если компания несет затраты на природоохранные мероприятия, они тоже должны уменьшать базу платежей. Во многих странах именно через такой метод пряника добились потрясающих успехов. Подобные нормы у нас есть, но по ряду бюрократических причин они не работают, и предприятия вынуждены годами добиваться возврата средств. Мы хотим показать, что нужно предпринять, чтобы мы дышали свежим воздухом".

О роли экспертов


"Эксперты востребованы больше не для того, чтобы инициировать нововведения в законодательство, но чтобы кто-то из власть предержащих мог получить одобрение собственной позиции и сказать: законопроект посмотрели эксперты и всё хорошо! Эксперт нужен только для того, чтобы на него сослаться – и это немного печально".

Об актуальных проблемах бизнеса и "законе о законах"


"Первая проблема – бизнес страдает от обилия нормативного регулирования. Наш парламент, вероятно, является чемпионом мира по количеству нормативных актов, когда по пятьсот законов принимается в год – это много. А на их основе появляются подзаконные акты, и Минюст регистрирует больше 5500 подзаконных нормативных актов в год.

Вторая проблема, тоже связанная с законодательством, – это неожиданность появления поправок. Они могут появляться во втором чтении, менять полностью смысл законопроекта. Это пример нецивилизованного лоббизма. Уже много лет говорится о необходимости принятия "закона о законах", который стандартизировал бы парламентскую процедуру и ввел ее в нужное русло, но воз и ныне там. Понятно, почему прежде всего сами парламентарии этому противятся: для них поправки в любые законы – это бизнес, и зачем же им его подрывать. Но если стороны не ограничат свою алчность в этом процессе, то когда-то и не за горами может произойти "взрыв".

О плюсах юридического форума


"Форум – пример цивилизованного лоббизма, когда бизнес, юристы и государство открыто заявляют о своей позиции. Бизнес говорит, мы сталкиваемся с такими-то проблемами, подскажите, что делать. Эксперты обсуждают тему, рассматривают варианты и предлагают что-то конкретное. В ходе сессий, где аудитории предложено высказать свою позицию голосованием после озвученного мнения экспертов, мы получаем конечный продукт – готовый вариант решения проблемы, одобренный экспертным сообществом. С этими предложениями можно пойти в госорганы и сослаться на экспертную позицию".

О роли юрконсалтинга


"Роль юрконсалтинга в этом процессе важна, поскольку юристы на стыке этой проблематики. Бизнес обращается к юрфирмам по наиболее острым вопросам. Сейчас многие юридические департаменты крупных компаний работают как самостоятельные юрфирмы, и к консалтингу обращаются за «тонкими настройками». И чтобы оценить эти настройки и то, что происходит с темой в широком плане, а не только в одной отрасли и на одном предприятии, – здесь и нужны консультанты.

Ты должен раскрыть клиенту весь спектр возможностей и предложить то, что считаешь оптимальным. Это не означает, что консультант должен принимать на себя риск выбора: риск всегда лежит на бизнесе. Консультанты не торгуют индульгенциями и отпущение грехов не проводят. Бизнес должен это понимать, но и консультант должен иметь определенную смелость и рекомендовать решение. Универсальное правило: раскрой все возможности и порекомендуй одну".

Источник - Право.ру

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Дело тонкое

Российская экономика и бизнес переориентировались на Восток. Какие перспективы открывает сотрудничество? Какие задачи предстоит...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Кадры со школьной скамьи

Качественное профессиональное образование невозможно без участия работодателей. По оценке Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, ...