Загрузка...
27.09.2023
4 мин. на чтение

Перезапуск режима СЗПК: новые возможности

Специальный инвестиционный режим в виде соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) появился в России еще весной 2020 года, однако уже следующей весной заключение новых соглашений было приостановлено почти на полтора года. Второе рождение СЗПК получил в сентябре прошлого года, когда Правительством РФ взамен временных были утверждены постоянные правила заключения, изменения и прекращения действия таких соглашений. В период заморозки действия режима государство значительно доработало механизм, были приняты существенные поправки в закон о СЗПК, а Налоговый кодекс РФ пополнился новой главой, устанавливающей особенности налогообложения при реализации соглашений. Подробнее рассказывают руководитель Сахалинского офиса «Пепеляев Групп» Андрей Микулин и руководитель Сибирского офиса Егор Лысенко.

Напомним, что заключение СЗПК предоставляет инвестору ряд преимуществ, в числе которых возмещение затрат на создание объектов инфраструктуры, а также стабилизационная оговорка, предоставляющая гарантии неприменения актов органов власти, ухудшающих положение инвестора или создающих дополнительные барьеры / расходы при реализации проекта.

СЗПК дает возможность инвестору возместить затраты на объекты транспортной, коммунальной, энергетической, социальной, цифровой инфраструктуры (обеспечивающей и сопутствующей), на проценты по кредитам и займам в размере от 50% до 100% фактически понесенных затрат.

С 1 января 2023 года участникам СЗПК предоставлена возможность возмещения затрат не только в форме субсидии, но и посредством применения налоговых вычетов в отношении ряда налогов: налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога. Порядок предоставления вычетов по конкретным налогам устанавливается специальными положениями части II НК РФ.

Участники СЗПК вправе применять налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым законом о СЗПК предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. Механизм предоставления налогового вычета предполагает, что часть затрат инвестора на инфраструктуру будет вычитаться из налогов от реализованного проекта. В результате применения вычета налоги, сформированные от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, по итогам налогового периода могут быть снижены до нуля.

Стоит отметить, что применение СЗПК в нефтегазовой сфере ограничено. В рамках этого режима не допускается реализация инвестиционных проектов в сфере добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа. Вместе с тем такое ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа. 

Получение налогового вычета возможно также при реализации проектов в сфере нефтепереработки. Так, Правительством РФ утвержден перечень установок по производству жидкого топлива для использования СЗПК в нефтепереработке, в числе которых агрегаты крекинга, риформинга, замедленного коксования, очистки нафты и керосина, изомеризации бензина, депарафинизации.

Таким образом, инвесторам перед подачей заявки на заключение СЗПК теперь потребуется не только провести анализ инфраструктуры проекта для выявления возможности и объема возмещения затрат на ее создание (модернизацию), но и предстоит определиться с формой государственной поддержки (субсидия или вычет).

Другим существенным стимулом для инвесторов является стабилизационная оговорка, гарантирующая неизменность налогового законодательства, таможенного регулирования, условий землепользования, градостроительной деятельности и др.

Если ранее конкретный перечень нормативных актов, в отношении которых применяется стабилизационная оговорка, не был определен, то теперь Правительством РФ утвержден исчерпывающий перечень таких актов. В свою очередь перечень законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, в отношении которых применяется стабилизационная оговорка, утверждаются на уровне регионов.

Новой редакцией закона о СЗПК уточнены также состав и условия применения стабилизационных оговорок. Для федеральных проектов теперь потребуется капиталовложения в объеме не менее 750 млн руб., включая заемные средства (ранее - 250 млн руб.). Для максимального срока применения стабилизационной оговорки в 20 лет необходим объем инвестиций в размере не менее 15 млрд руб. (ранее - 10 млрд руб.).

Стабилизация налоговых условий в рамках СЗПК предоставляет инвесторам больше гарантий, чем аналогичные оговорки для участников других специальных инвестиционных режимов (ТОР, СПВ, СПИК и др.). Участникам СЗПК гарантирована невозможность применения в их отношении положений актов налогового законодательства, в том числе в части введения новых налогов, вступивших в силу после получения такого статуса, а не только защита от отмены или изменения условий предоставления преференций. По этой причине, например, компании, заключившие СЗПК, в отличие от резидентов (участников) других инвестиционных режимов, освобождены от необходимости уплаты налога на сверхприбыль. При этом сам механизм СЗПК не исключает совмещения с другими преференциальными режимами, а также не препятствует применению иных мер государственной поддержки, что позволяет рассматривать возможность его применения в том числе и инвесторам, использующим льготы в рамках уже реализуемых проектов. Для этого потребуется провести предварительный правовой анализ и экономическую оценку возможности и целесообразности использования иных режимов и налоговых льгот совместно с СЗПК.

Следует отметить еще одну важную новеллу, сопровождающую перезапуск режима. Для организаций, заключающих СЗПК, обязательным условием становится переход на налоговый мониторинг. Каждое новое соглашение должно содержать обязательство организации, реализующей проект, по переходу на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет со дня заключения СЗПК. Неисполнение этой обязанности является основанием для одностороннего расторжения СЗПК. Следствием прекращения статуса участника будет восстановление и уплата в бюджет «сэкономленных» сумм налогов, не уплаченных в связи с применением стабилизационной оговорки и налоговых вычетов (с взысканием сумм соответствующих пеней).

В условиях крайне высокой неопределённости в экономическом секторе СЗПК представляет собой оптимальный механизм поддержки масштабных инвестиционных проектов. Вместе с тем, с учетом новизны инвестиционного режима, его практическое применение предполагает оценку потенциальных рисков, а также необходимость тщательного контроля за текущими процессами в целях их снижения.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Андрей Микулин
Руководитель Сахалинского офиса
a.mikulin@pgplaw.ru
Егор Лысенко
Руководитель Сибирского офиса
e.lysenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

15.03.2024

Старое клише «НДС в цене» привело суды к ошибочным решениям. Сергей Пепеляев и Алексей Васильев

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Старое клише «НДС в цене» привело суды к ошибочным решениям» Алексеем Васильевым.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...