Загрузка...
12.03.2024
4 мин. на чтение

ОБЗОР: 54.1 причин не уклоняться от налогов

Федеральная налоговая служба продолжает рутинную работу по обелению одной отрасли за другой и постепенно повышает результативность борьбы с нарушителями - и на этапе проверок, и в судах, где денежный "коэффициент успеха" в 2023 году вырос с 76,5% до 85%. Налоговый разрыв стабильно держится ниже 1%. В значительной степени результативности работы ФНС в судах помогла стабилизация практики применения статьи 54.1 Налогового кодекса (НК) РФ - ключевой правовой нормы, нацеленной на борьбу с необоснованной налоговой выгодой.

По словам старшего партнера "Пепеляев Групп" Сергея Савсериса, в 2023 году судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ не рассмотрела ни одного дела о применении статьи 54.1 НК РФ - общей нормы, направленной против уклонения от уплаты налогов, и таких судебных доктрин, как недобросовестность и необоснованная налоговая выгода. "За много лет это произошло первый раз", - отмечает он.
<..>
Вопросу применения налоговой реконструкции ВС РФ в своем обзоре уделил значительное внимание. В документе, в частности, говорится, что налоговые органы обязаны провести реконструкцию, если у них есть сведения о реальном исполнителе и документы о параметрах сделки. Однако не всегда инспекции и суды руководствуются этими принципами. До сих пор встречаются случаи, когда налоговые органы исходят из позиции ФНС 2021 года о том, что реконструкция налоговых обязательств возможна только в том случае, если сведения о параметрах реального исполнения представлены самим налогоплательщиком.

"Даже в ситуации, когда налоговый орган достаточно подробно приводит в решении всю цепочку сделок, то оказывается, что каких-то деталей все же не хватает для того, чтобы реконструировать налоговые последствия", - говорит Савсерис из "Пепеляев Групп" и в качестве примера называет налоговое дело ООО "Промышленная группа "Металлургия благородных металлов" (ПГ "МБМ"). Этой компании были доначислены налоги, наложены пени и штрафы за включение в цепочку сделок по поставке платины, которая вела от АО "Уралинтех", "технических" компаний для минимизации налогообложения.

Позиция налогоплательщика заключалась в том, что этот металл является биржевым товаром, цена в контрактах привязывалась к котировкам Лондонской биржи металлов, поэтому расходы ПГ "МБМ" могли быть рассчитаны налоговой инспекцией на их основании. Но суды с этим не согласились, указав, что реконструкция возможна была бы только в случае согласия налогоплательщика сообщить инспекторам все параметры спорных контрактов. "... На стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией неоднократно предлагалось обществу раскрыть реальные обстоятельства исполнения спорной сделки (с приложением подтверждающих документов) и произвести расчет налоговых обязательств, исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах лица по такой сделке <..> Однако ни обществом, ни его контрагентами указанные действия не были совершены, то есть имело место противодействие налоговому контролю", - говорится в постановлении суда апелляционной инстанции.

Базовые вопросы применения реконструкции все же уже разрешены, признают юристы, но это не означает, что проблем нет. Никто не спорит с тем, что бюджет не должен взыскивать с налогоплательщиков больше налогов, чем мог бы получить, если бы не было нарушений, говорит Савсерис, но, к сожалению, ни суды, ни ФНС "не возвели принцип в абсолют". "В ряде случаев они поставили применение такого подхода под условия: сообщил ли налогоплательщик о параметрах сделок, совершенных в том числе и третьими лицами, получил ли налоговый орган информацию о параметрах этих сделок от третьих лиц", - сетует он.

Причем баланс прав и возможностей в этой ситуации сильно смещен в пользу ФНС. Налогоплательщик может и не знать о параметрах чужих сделок и не может о них сообщить, но налоговый орган не заинтересован в том, чтобы выяснить суммы сделок всех лиц по цепочке, так как ему придется уменьшить размер доначислений, говорит Савсерис.
<..>
В денежном выражении результативность ФНС еще выше. Удельный вес сумм требований, по которым суды принимали решения в пользу бюджета, достиг в прошлом году почти 85% - против 76,5% год назад, показывают оценки.

При этом, по подсчетам Савсериса из "Пепеляев Групп", резко выросло число дел, связанных с применением статьи 54.1 НК РФ и "антиуклонительных" доктрин (недобросовестность, необоснованная налоговая выгода). В 2023-м их было 1643, а годом ранее почти в два раза меньше - 863.

"Чаще всего в таких спорах речь идет о применении налоговой реконструкции - правильно учесть налоги, ранее уплаченные контрагентами или самим налогоплательщиком. И вот двукратный рост споров о применении статьи 54.1 НК РФ иллюстрирует как раз то, что налоговая реконструкция правильно почти никогда не совершается. Но и в судах добиться корректного расчета налогов очень непросто", - говорит Савсерис. По его "субъективным ощущениям", вероятность того, что суд разрешат такой спор в пользу налогоплательщика - "ничтожна".

Источник: «Интерфакс»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...