Загрузка...
20.11.2023
2 мин. на чтение

Искажение Минфином позиции КС РФ по вопросу об ограничении срока проверки

КС РФ признал неконституционной норму ст. 105.17 НК РФ об исчислении двухлетнего срока для проверки контролируемой сделки. Минфин России отреагировал на это законопроектом о внесении изменений в Кодекс. Однако, в представленном документе ни один из выводов Суда не нашел отражения, считают партнер «Пепеляев Групп» Ксения Литвинова и ведущий юрист Александр Кузнецов.

Постановлением от 14.07.2023 № 41-П (далее – Постановление) Конституционный Суд РФ признал абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, влечет исчисление двухлетнего срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления, если сведения о такой сделке были приведены в первоначальном уведомлении и налоговый орган не обосновал, что содержащаяся в уточненном уведомлении новая информация является значимой для целей принятия соответствующего решения.

Поводом для принятия Постановления стало обращение ПАО «ВымпелКом» в связи с тем, что ФНС России назначила в конце 2020 г. проверку контролируемой сделки, совершенной в 2017 г.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в течение двух лет с момента представления уведомления о контролируемых сделках ФНС России вправе назначить их проверку. Норма не делает различий между первоначальным и уточненным уведомлениями. Поэтому налоговый орган полагал, что двухлетний срок на назначение проверки любых контролируемых сделок начинает течь заново каждый раз, когда налогоплательщик представляет уточненное уведомление. Всякий раз, когда налогоплательщик представлял уточненное уведомление, срок на назначение проверки обнулялся и начинал течь заново.

Позиция Конституционного Суда РФ

Предметом рассмотрения КС РФ стало соотношение первоначального и уточненного уведомлений о контролируемых сделках, а также влияние значимости изменяемой в уточненном уведомлении информации на контрольные полномочия налогового органа. В Постановлении сделан вывод, что проверка конкретной контролируемой сделки может быть назначена только в течение двух лет с момента представления о ней налогозначимой информации и этот срок не продляется в связи с представлением уточненного уведомления.

Признавая обжалуемую норму НК РФ неконституционной, Суд указал законодателю на необходимость с учетом выраженных в Постановлении правовых позиций внести в действующее регулирование изменения. При этом КС РФ отметил, что законодатель «не лишен возможности дифференцировать сроки для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки при получении первоначального или уточненного уведомления, в том числе с учетом того, получено уточненное уведомление до истечения двухлетнего срока со дня получения первоначального уведомления или после его истечения».

Законопроект Минфина России

Уже через две недели после официальной публикации Постановления для публичного обсуждения был размещен законопроект Минфина России.

Этот документ поражает простотой выбранного субъектом законодательной инициативы подхода к изменению регулирования. Предлагается просто отменить установленный ранее двухлетний срок на назначение ТЦО-проверки, который исчисляется с даты подачи уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, выявившего незадекларированную контролируемую сделку.

При отмене рассматриваемой нормы п. 2 ст. 105.17 НК РФ срок на назначение проверки существенно увеличится, поскольку будет исчисляться по правилам п. 5 той же статьи.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...