Загрузка...
17.03.2022
3 мин. на чтение

Верховный Суд признал незаконным отказ продавца вернуть денежные средства за подарочную карту

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о рассмотрении Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ вопроса о возврате потребителю денежных средств, зачисленных на подарочную карту. Верховный Суд установил, что положения гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей исключают возможность продавца отказывать потребителю в возврате денежных средств за подарочные карты[1].

Обстоятельства дела

В управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (далее – Управление Роспотребнадзора) в апреле 2020 г. поступило обращение потребителя об отказе ООО «АромаЛюкс» (сеть «Рив Гош», далее – Продавец) вернуть денежные средства, уплаченные за подарочную карту. Правила продажи и обращения подарочных карт Продавца предусматривали, что предоплата, зачисленная на подарочную карту, возврату не подлежит.

Управление Роспотребнадзора, сославшись на положения ст. 16 Закона о защите прав потребителей, посчитало подобные условия ущемляющими права потребителя и оштрафовало компанию на 10 000 руб. в соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Согласно п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Судебное рассмотрение дела

В декабре 2020 г. суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии административного правонарушения[2]. По мнению суда, правила продавца не содержали условий, ущемляющих права потребителя. В обоснование позиции суд указал, что деньги, внесенные на карту, являются предоплатой за товар. Возврат предоплаты возможен, если покупатель потребовал товар, а продавец отказался его передать. Если отказа продавца не было, требование потребителя вернуть денежные средства является односторонним отказом от исполнения обязательств. Для сферы розничной торговли такой отказ не предусмотрен, поэтому применяется общий принцип, закрепленный в ст. 310 ГК РФ: односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию суда первой инстанции и оставили решение без изменений.

9 марта 2022 г. Экономическая коллегия Верховного Суда отменила акты нижестоящих судов и оставила в силе постановление Управления Роспотребнадзора о привлечении продавца к административной ответственности[3]. Таким образом, Верховный Суд поддержал позицию Управления Роспотребнадзора, согласно которой положения гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей исключают возможность продавца отказывать потребителям в возврате денежных средств, уплаченных за подарочные карты.

О чем подумать, что сделать

Компаниям, функционирующим в сфере розничной торговли, рекомендуется предпринять шаги по приведению деятельности в соответствие с требованиями российского законодательства о защите прав потребителей и занятой Верховным Судом позиции. Если подобные ущемляющие права потребителя условия не будут из договоров исключены, розничные продавцы могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, возможно также привлечение продавца и его должностных лиц к административной ответственности за неисполнение предписания Роспотребнадзора, если оно было выдано конкретному продавцу.

Актуальность позиции Верховного Суда возрастает на фоне приостановления некоторыми ритейлерами деятельности в России из-за санкций. Клиенты популярных брендов стали массово жаловаться на невозможность вернуть денежные средства за подарочные карты. Для защиты прав потребителей Роспотребнадзор планирует формировать групповые иски или иски в защиту неопределенного круга лиц. Кроме этого, Роспотребнадзор будет осуществлять постоянный анализ жалоб потребителей, пострадавших от действий компаний, прекративших в одностороннем порядке отношения с потребителями. На особый контроль, например, взят вопрос применения ст. 6 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. При наличии нарушений Роспотребнадзор будет привлекать к административной ответственности продавцов и их должностных лиц и способствовать применению иных мер ответственности, предусмотренных законодательством.

Заблаговременное выявление и устранение нарушений законодательства позволит снизить правовые риски и возможные дополнительные расходы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» будут отслеживать деятельность Роспотребнадзора и предложения общественных организаций по стабилизации ситуации на потребительском рынке.

Мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку компаниям, осуществляющим (планирующим осуществлять) деятельность на территории РФ в сфере розничной торговли.

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит:

  • консультирование по порядку продажи товаров, в том числе дистанционным способом;

  • аудит правил продажи товаров и программ лояльности на предмет соответствия законодательству;

  • представление интересов компаний при взаимодействии с государственными органами и иные услуги.


[1] Дело № А56-101207/2020
[2] Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 декабря 2020 г. по делу № А56-101207/2020
[3] Мотивировочная часть решения коллегии будет доступна позднее. Но уже сейчас позиция ВС РФ ясна.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Интервью с Натальей Коваленко - партнером компании «Пепеляев Групп»

Интервью с партнером компании «Пепеляев Групп» Натальей Коваленко

Смотреть

09.04.2020

Наказать нельзя простить: ответственность ритейлеров за нарушение «коронавирусных» требований

О том, какие обязанности должны выполнять ритейлеры для того, чтобы не попасть под административные и уголовные санкции,...

09.04.2018

XIII «АлкоКонгресс»: должны ли государственные стандарты качества алкогольной продукции быть главным критерием для производителей в борьбе за потребителя?

Собравшиеся в «Синем зале» «Экспоцентра» на Красной Пресне более 300 человек, среди которых были представители отраслевых...

26.03.2018

Алкорынок: падает, но не сдается

Рынок алкоголя под воздействием спада и роста цен продолжает усложняться, демонстрируя разнонаправленные тенденции. В ...

16.02.2018

На «АЛКОКОНГРЕССЕ» И «Винном форуме» в рамках ПРОДЭКСПО обсудили качество

Более 300 участников мероприятия, среди которых были представители 45 компаний, 15 Союзов и ассоциаций обсудили предстоящие...