Загрузка...
22.03.2023
6 мин. на чтение

Смягчение ответственности за налоговые преступления

29 марта 2023 г. вступают в силу федеральные законы о внесении изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части сроков и порядка уголовного преследования за налоговые преступления[1].

Принятыми законами реализованы поручение Президента РФ от 26.04.2022 № Пр-740 и Постановление КС РФ от 19.05.2022 № 20-П, направленные на гуманизацию уголовной политики, а именно:

  • с 10 лет до 6 лет снижены сроки давности привлечения к ответственности за налоговые преступления:

    • за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (45 млн. руб. и более),
    • за сокрытие имущества, за счёт которого должно производиться взыскание налогов, в особо крупном размере (9 млн. руб. и более)

  • до 5 лет снижены максимальные сроки лишения свободы по налоговым преступлениям;

  • введён запрет на возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям в случае возмещения ущерба бюджетной системе. Ранее закон требовал только прекращения дела по данному основанию, что на практике приводило к случаям возбуждения дел даже после возмещения ущерба;

  • уточнён порядок возмещения ущерба – в соответствии с налоговым законодательством;

  • введён запрет на повторное прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям в отсутствие нового согласия лица.

Снижение максимальных сроков лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности

Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ с 29.03.2023 года снижены максимальные сроки лишения свободы за совершение налоговых преступлений:

изменения в нормы Уголовного кодекса РФ

лишение свободы

было

стало

Часть 2 статьи 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов и/или страховых взносов, подлежащих уплате организацией)

до 6 лет

до 5 лет

Часть 2 статьи 199.1 УК РФ

(неисполнение обязанностей налогового агента)

до 6 лет

до 5 лет

Часть 2 статьи 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств или имущества организации или ИП от взыскания налогов)

до 7 лет

до 5 лет

Часть 2 статьи 199.4 УК РФ (уклонение организации от уплаты взносов на ОСС от несчастных случаев и заболеваний)

до 4 лет

до 3 лет

Предусмотренное законом снижение максимальных сроков привлечения к ответственности переводит квалифицированные составы налоговых преступлений, предусмотренные частями вторыми статей 199, 199.1 и 199.2 УК РФ в категорию преступлений средней тяжести (ч. 2 ст. 199.4 УК РФ – небольшой тяжести).

Это значит, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по таким преступлениям составит 6 лет вместо предусмотренных ранее 10 лет (для ч. 2 ст. 199.4 УК РФ - 2 года вместо 6 лет).

6-летний срок давности по налоговым преступлениям в большей мере соответствует сроку хранения документов (5 лет). Сокращение срока давности должно также способствовать сокращению сроков проведения налоговых проверок.

Комментарий

Например, согласно прежнему порядку, при выявлении в ходе налоговой проверки за 2016-2018 гг. уклонения от уплаты налога на прибыль в особо крупном размере, совершённого в 2016 году, лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 199 УК РФ вплоть до 28 марта 2027 г. (срок уплаты налога за 2016 г.– 28 марта 2017 г. + 10 лет).

Теперь привлечь к ответственности за уклонение 2016 г. будет нельзя, поскольку срок давности истечёт 28 марта 2023 г.

Для правильной оценки рисков важно понимать, однако, что, если в ходе налоговой проверки будет выявлено уклонение в нескольких проверяемых периодах, совершённое одним лицом и охваченное единым умыслом, срок давности с учетом сложившейся практики будет исчисляться от последнего из таких периодов. В приведённом примере – при выявленном уклонении 2016-2018 гг. – срок давности будет исчислен с 28 марта 2019 г. и истечёт только 28 марта 2025 г.

Отказ в возбуждении уголовного дела при возмещении ущерба

Тем же Федеральным законом № 78-ФЗ внесены изменения в статьи 24, 144, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которым уголовное дело не может быть возбуждено, если причинённый преступлением ущерб (недоимка, пеня и штраф) возмещён в полном объёме, на основании статьи 76.1 УК РФ.

Ранее по этому основанию (в связи с возмещением ущерба бюджетной системе) подлежало прекращению возбуждённое уголовное дело, что на практике приводило к случаям возбуждения дел даже после уплаты ущерба и их последующему прекращению по нереабилитирующему основанию.

Комментарий

Включённая в новый пункт 7 части 1 статьи 24 УПК РФ ссылка на статью 76.1 УК РФ порождает вопрос о том, в каком порядке будет осуществляться отказ в возбуждении дела. Прекращение уголовного дела в порядке статьи 24 УПК РФ в связи с возмещением ущерба (статья 28.1 УПК РФ со ссылкой на ст. 76.1 УК РФ) осуществляется по нереабилитирующим основаниям и требует согласия конкретного лица на такое прекращение.

Вопрос о процедуре возникает и относительно изменений в статью 148 УПК РФ, новая часть 1.2 которой предусматривает вынесение постановления об отказе в возбуждении дела при получении следственными органами данных, подтверждающих возмещение ущерба, однако не устанавливает порядок их получения.

К сожалению, изменениями не урегулирован вопрос о недопустимости возбуждения уголовного дела в случае передачи материалов налоговыми органами не в порядке специальной нормы пункта 3 статьи 32 НК РФ, а в ином порядке. Практика свидетельствует о фактах обхода установленного порядка передачи материалов и возбуждения уголовных дел посредством применения пункта 3 статьи 82 НК РФ (дело Русской Лесной Компании).

Порядок возмещения ущерба

Тем же Федеральным законом № 78-ФЗ уточнены формулировки статей 198, 199, 199.1 УК РФ, а также статьи 28.1 УПК РФ в части порядка уплаты ущерба.

Указано, что уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов осуществляется в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ранее в УК РФ и УПК РФ говорилось только о размере).

Комментарий

Указание на определение порядка уплаты ущерба в соответствии с налоговым законодательством было включено в законопроект уже в ходе его рассмотрения в Государственной Думе. Целью его могло быть устранение разночтений о порядке уплаты.

Следует учитывать, что с 2023 г. налоговое законодательство связывает передачу материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении дела с исполнением решения уплатой средств на единый налоговый счёт. Механизм единого налогового счёта и единого налогового платежа не предусматривает возможности перечисления денежных средств в счет погашения сумм недоимки, пени и штрафов по отдельно взятым налогам и возможности учета денежных средств в качестве поступивших в счет исполнения конкретной обязанности (на это указал в своём заключении на законопроект и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам).

При таком порядке возможность отказа в возбуждении дела (или его прекращения) в связи с полной уплатой ущерба может быть поставлена в зависимость от состояния единого налогового счёта (наличия достаточной суммы положительного сальдо).

Иные изменения

Федеральным законом от 18.03.2023 № 81-ФЗ статья 27 УПК РФ дополнена новой частью 2.1, согласно которой повторное прекращение уголовного преследования по нерабилитирующим основаниям[2], в том числе при прекращении уголовного преследования в связи с возмещением ущерба, после отмены постановления о прекращении уголовного преследования по данным основаниям не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.

Помощь консультанта

Обладая обширным опытом сопровождения налоговых проверок и уголовно-правовой защиты (на всех стадиях уголовного судопроизводства – от запросов о предоставлении документов до защиты в суде), специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь в полноценном использовании возможностей, появившихся ввиду законодательных изменений, для исключения угрозы уголовного преследования.


[1] Федеральные законы от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и № 81-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

[2] По основаниям, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 24, , п. 3 ч. 1 ст. 27, ст.ст. 25, 25.1, 28 и 28.1 УПК РФ.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.10.2022

Межпроверочные комиссии налогового контроля. Побудительные предпроверочные мероприятия налоговой/ФНС

В этом ролике вы узнаете как относиться к предпроверочным мероприятиям налогового контроля, почему оплата недоимки по результатам межпроверочной комиссии можно считать на...

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...