Загрузка...
28.08.2023
6 мин. на чтение

Об изменениях в налоговом мониторинге

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о состоявшихся и планируемых изменениях в части регулирования налогового мониторинга.

Действующим и будущим участникам налогового мониторинга следует обратить внимание на следующие акты:

  • Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ (далее – Закон). Это масштабный Закон, направленный на реализацию Основных направлений налоговой политики. В нём нашлось место изменениям и в части налогового мониторинга;
  • Законопроект, уменьшающий суммовые критерии для вступления в налоговый мониторинг (ID 02/04/01-23/00134916);
  • Законопроект, содержащий особенности вступления в налоговый мониторинг для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны (ID 02/04/10-22/00132211 ). 

Часть 1. Принятые изменения

Рассматриваемые нами изменения вступают в силу с 31 августа 2023 г.

Взаимодействие с налоговым органом по ТКС

Закон продлил срок взаимодействия с налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота до 2026 года. Ранее применение данного способа информационного взаимодействия ограничивалось 2024 годом.

По ТКС по-прежнему можно направить заявление о применении заявительного порядка на возмещение НДС и акцизов, а также истребованные по статье 93.1. НК РФ документы.

Комментарий «Пепеляев Групп» 

Среди 445 участников налогового мониторинга 314 используют аналитическую витрину данных, 117 предоставляют доступ в учетную систему, 14 взаимодействуют по телекоммуникационным каналам связи.[1]

Вопрос о продлении сроков был актуальным для ряда компаний, которые не успевали внедрить (завершить внедрение) витрину данных и провести прямую интеграцию с АИС Налог-3.

Расширение полномочий налоговых органов

Налоговые органы при проведении налогового мониторинга получили полномочие проводить допросы свидетелей (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Напомним, что порядок проведения допроса установлен в ст. 90 НК РФ.

Закон устраняет ранее существовавшее несоответствие ст. 91 «Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки» и ст. 92 «Осмотр» НК РФ. Полномочие налогового органа по проведению осмотра территорий, помещений, документов и предметов участника налогового мониторинга было предусмотрено и раньшеФедеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ.
. А вот возможность доступа на территорию или в помещение для проведения налогового мониторинга в ст. 91 НК РФ появилась только вместе с принятием Закона.

И осмотр, и доступ на территорию или в помещение лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг, осуществляется только в случаях проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий (п. 8.1., 8.9. ст. 88 НК РФ).

Между тем в п. 3 ст. 105.29 НК РФ (специальную норму, регулирующую порядок проведения налогового мониторинга) добавлено в качестве права налогового органа только проведение осмотра территорий. Об осмотре помещений, документов и предметов, а также о доступе на территорию или в помещение речи не идёт.

Комментарий «Пепеляев Групп» 

Похоже, законодатель забыл в п. 3 ст. 105.29 НК РФ включить соответствующие полномочия. Мы полагаем, что на практике возможны споры. Формально, налогоплательщик может ссылаться на п. 7 ст. 3 НК РФП. 3 ст. 7 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
 и воспрепятствовать должностному лицу налогового органа в осмотре помещений, документов и предметов.

В целом вопрос о расширении полномочий налоговых органов при проведении налогового мониторинга представляется весьма спорным. Изначально налоговый мониторинг задумывался как альтернатива выездным налоговым проверкам с более эффективным механизмом взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Сейчас мы наблюдаем, как фактически происходит сближение этих форм контроля, причем упразднения выездных налоговых проверок для участников налогового мониторинга (п. 5.1. ст. 89 НК РФ) не произошло.

Другими словами, сейчас налоговый орган в рамках мониторинга может запросить документы, осмотреть территорию, провести допрос свидетеля, привлечь экспертов и специалистов и вынести мотивированное мнение об уплате (доплате) налога. Практика обжалования мотивированного мнения напрямую в суд не сформировалась, а налоговое законодательство предусматривает возможность проведения выездной налоговой проверки при неисполнении налогоплательщиком мотивированного мнения.

Соответственно, если налогоплательщик не согласен с мотивированным мнением, то он подпадает под проверку, и налоговый орган может пользоваться тем же набором мер (осмотр, допрос и др.).

По сути, налогоплательщик подвергается двойному контролю с возможностью использования со стороны налоговых органов одних и тех же инструментов контроля.

На наш взгляд, расширение инструментов контроля в отношении участников налогового мониторинга оправдано только при отказе от проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

Расширение ответственности эксперта, переводчика и специалиста

Законом уточняется ответственность эксперта, переводчика и специалиста. Теперь по ст. 129 НК РФ они будут нести ответственность за отказ от участия в соответствующем мероприятии налогового контроля при проведении налогового мониторинга.

Уточнение процедуры получения мотивированного мнения по запросу компании

Компания, направившая запрос на получение мотивированного мнения, может отозвать его, подав соответствующее заявление. Налоговый орган, в свою очередь, может принять решение об оставлении запроса о предоставлении мотивированного мнения без рассмотрения при его несоответствии установленным требованиям или отзыве налогоплательщиком. Решение об оставлении запроса о предоставлении мотивированного мнения без рассмотрения составляется в течении 5 дней и направляется налогоплательщику в течении 3 дней. Отзыв запроса или оставление его без ответа не лишает компанию права на повторное обращение.

Если налоговому органу понадобится время для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус», он может приостановить срок направления мотивированного мнения до 3 месяцев, о чем уведомит организацию с указанием органа, разъяснения которого необходимы.

Комментарий «Пепеляев Групп» 

Фактически данные изменения перенесут в НК РФ сложившуюся сейчас практику получения мотивированного мнения по запросу компании (формы заявления об отзыве запроса на мотивированное мнение, уведомления о невозможности рассмотрения запроса о мотивированном мнении приложены к Письму ФНС от 10.12.2021 № СД-4-23/17290@).

На практике участники налогового мониторинга уже сталкивались с ситуацией, когда позиция в мотивированном мнении зависит от разъяснений иных министерств и ведомств. Однако механизма получения таких разъяснений в рамках процедуры подготовки мотивированного мнения не было. Данная поправка позволит избежать необъективного подхода налогового органа в силу отсутствия специальных разъяснений.



Часть 2. Планируемые изменения

К числу планируемых изменений относятся:

  • снижение суммовых порогов для вступления в налоговый мониторинг на 20 % (общая сумма налогов уменьшается со 100 млн руб. до 80 млн руб., выручка – с 1 млрд руб. до 800 млн руб., стоимость чистых активов – с 1 млрд руб. до 800 млн руб.);
  • исключение суммовых порогов для вступления в налоговый мониторинг для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток и Арктической зоны.

Комментарий «Пепеляев Групп» 

Это лишний раз демонстрирует продвижение со стороны государства в лице ФНС России налогового мониторинга и намерение расширять количество участников этой формы контроля. 


Законопроекты, предусматривающие указанные изменения, проходят общественные обсуждения и пока не внесены в Государственную Думу.

Помощь консультантов

Команда «Пепеляев Групп» предлагает помощь в консультировании по различным вопросам, связанным со вступлением в налоговый мониторинг и нахождением на этой форме контроля.

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит диагностика имеющейся системы внутреннего контроля и управления рисками и выработка рекомендаций по её доработке с учётом актуальных требований ФНС России; подготовка документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождение компании при переходе на мониторинг; анализ необходимости доработки уже используемых участником мониторинга документов с учётом изменений в правовом регулировании. 


[1] Презентация М. Крашенинниковой «Налоговый мониторинг – Цифровизация налогового контроля и интеграция с АИС «Налог-3»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.07.2023

Приостановка международных соглашений об избежании двойного налогообложения: основания и последствия

Сергей Сосновский, партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге, разобрал основания и возможные последствия приостановления ...

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...