Загрузка...
16.07.2014
5 мин. на чтение

Изменения АПК РФ в рамках судебной реформы

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», которым определен порядок рассмотрения экономических и иных споров в «новом» Верховном Суде РФ и арбитражных судах после упразднения ВАС РФ с 6 августа 2014 г.

Принятый Закон закрепил увеличение количества инстанций рассмотрения экономических и иных споров, относящихся к компетенции арбитражных судов, внес существенные изменения в подведомственность отдельных категорий дел и определил переходные положения после объединения высших судов.

1. Появление «второй» кассации и изменение порядка пересмотра судебных актов арбитражных судов в надзорной инстанции

1.1. Рассмотрение кассационных жалоб в Судебной коллегии Верховного Суда РФ («вторая кассация»)

 

АПК РФ дополняется статьями 291.1 – 291.15, которые предусматривают возможность повторного кассационного обжалования судебных актов арбитражных судов в  Судебную коллегию (далее – СК) Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ), если данные решения обжаловались в арбитражном суде округа («первая кассация»).

В отличие от законопроекта об изменении АПК РФ, прямо указывавшего на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебную коллегию по экономическим спорам, Закон не конкретизирует, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь.

Решение о передаче кассационной жалобы на рассмотрение СК принимается единолично одним из судей Верховного суда, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение в судебном заседании СК.

Основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 

1.2. Пересмотр решений арбитражных судов в порядке надзора в Верховном Суде РФ

Определения СК, вынесенные в порядке кассационного производства, а также иные судебные акты СК могут быть обжалованы в Президиум ВС РФ и пересмотрены им в порядке надзора.

Решение о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ принимается единолично судьей ВС РФ, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение Президиума.

Кроме того, председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права.  

Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны предусмотренным действующим АПК РФ основаниям отмены судебных актов Президиумом ВАС РФ.

 

2. Изменение подведомственности судебных споров

2.1. Подведомственность споров об оспаривании кадастровой стоимости

Законом предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости.

 

2.2. Подведомственность дел об оспаривании нормативных актов

Законом изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь все категории нормативных актов могут быть оспорены только в судах общей юрисдикции, за исключением нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере прав интеллектуальной собственности, отнесенных к компетенции Суда по интеллектуальной собственности.


3. Переходные положения в связи с упразднением ВАС РФ и началом работы «нового» Верховного Суда РФ

Дела об оспаривании нормативных актов, не рассмотренные арбитражными судами на 6 августа 2014 г., рассматриваются судами, принявшими их к производству.

Дела, которые рассматривались ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, не рассмотренные на 6 августа 2014 г., передаются для рассмотрения в ВС РФ.

Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке в арбитражный суд округа, а также постановления или определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам после 6 августа 2014 г. могут быть обжалованы в СК.

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, в отношении которых на 6 августа 2014 г. не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС, передаются в СК.

Переданные в Президиум  ВАС РФ, но не рассмотренные  на 6 августа 2014 г. дела передаются на рассмотрение в Президиум ВС РФ.

В соответствии с новой редакцией абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ.

Комментарий ПГ. Согласно специальным переходным положениям (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ) разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ.

 

Выводы и рекомендации

Внесенные Законом изменения АПК РФ влекут существенные изменения судопроизводства на уровне кассационного обжалования и пересмотра судебных актов в порядке надзора. В результате унификации регулирования пересмотра дел «второй кассацией» и надзорной инстанцией процесс пересмотра решений арбитражных судов в названных инстанциях будет приближен к процессу пересмотра решений судов общей юрисдикции.

С учетом отсутствия в АПК РФ указания конкретной Судебной коллегии ВС РФ, которая будет выполнять функции «второй кассации», нельзя сделать однозначный вывод о том, какая из судебных коллегий – по экономическим спорам или административная – будет рассматривать налоговые и другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений).

Вышеизложенные изменения необходимо принимать во внимание как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по находящимся в производстве арбитражных судов делам, в том числе, с учетом практики судов общей юрисдикции. При отсутствии решений Пленума ВС РФ, отменяющих или изменяющих правовые позиции ВАС РФ, последние могут применяться для обоснования правовой позиции по делу.

 

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом в представлении и защите интересов в судебном порядке, в том числе в судах общей юрисдикции, включая ВС РФ, и готовы оказать квалифицированную помощь по защите прав и интересов в ходе рассмотрения спора в Судебных коллегиях и Президиуме ВС РФ.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:

в Москве: к Юрию Воробьеву, Руководителю практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail;

Юлии Литовцевой, Руководителю группы практики разрешения споров и медиации, по тел.:  (495) 967-00-07 либо  по e-mail

в Санкт-Петербурге: Сергею Спасеннову, Партнеру, Руководителю Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (812) 640-60-10 либо по e-mail;

в Красноярске: Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (391) 277-73-00 либо по e-mail.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q