Загрузка...
20.04.2023
10 мин. на чтение

Электронные повестки и другие изменения в закон о воинской обязанности и военной службе

en

14 апреля 2023 г. вступил в силу так называемый «закон об электронных повестках»[1], которым внесены изменения[2] в некоторые федеральные законы, в основном в закон о воинской обязанности и военной службе[3].

Итак, что изменилось.

Будут сформированы Государственный информационный ресурс, Реестр воинского учёта и Реестр направленных (врученных) повесток

Государственный информационный ресурс:

  • будет содержать данные о гражданах, которые необходимы для актуализации документов воинского учёта;

  • пользователи: Минобороны РФ и военкоматы.

Комментарий

Особенности ведения Ресурса, порядок его использования, оператор, перечень поставщиков сведений, состав сведений, порядок, сроки и периодичность их предоставления будут утверждены Правительством РФ.

Реестр воинского учёта:

1. цель формирования – информационное обеспечение воинского учёта, создается Минцифры России, ведется военкоматами;

2. путем внесения сведений в Реестр будет осуществляться постановка на воинский учёт, снятие с учёта, внесение изменений в документы воинского учёта, зачисление военнообязанных в запас и пр. (в том числе без личной явки граждан в военкомат);

3. формируется на основе сведений:

    • государственного информационного ресурса;

    • полученных из государственных информационных систем и ресурсов;

    • полученных от органов власти: органов внутренних дел, органов дознания и предварительного следствия, ФНС России, федеральных судов, Фонда пенсионного и социального страхования РФ, органов государственной власти субъектов РФ, в т. ч. в сфере образования, ЦИК России, Минпросвещения РФ;

    • полученных от организаций, в том числе медицинских и образовательных, и граждан.

4. в нём учитываются сведения:

    • о направлении военкоматами повесток в отношении гражданина и получении их;

    • о явке (неявке) по повесткам;

    • о применении в отношении граждан временных мер, направленных на обеспечение их явки по повесткам;

    • о применении мер административной, уголовной ответственности в связи с нарушением воинских обязанностей;

    • об обжаловании решений военкоматов, призывных комиссий и о результатах рассмотрения таких жалоб.

5. сведения, содержащиеся в записи Реестра, могут быть изменены по обращениям граждан или их законных представителей (если будут подтверждены после проверки информации в уполномоченных органах и организациях);

6. обработка персональных данных в целях воинского учёта осуществляется без необходимости получения согласия субъекта персональных данных на их обработку.

Комментарий

Порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу его в эксплуатацию и эксплуатации Правительством РФ на данный момент не утверждены. По мнению Минцифры России, запустить Реестр в полном объеме можно будет, скорее всего, не раньше начала очередного осеннего призыва на срочную службу.

Реестр направленных (врученных) повесток:

1. будет формироваться в автоматическом режиме на основании сведений Реестра воинского учёта и будет общедоступным;

2. будет включать копии направленных повесток, информацию о датах направления повестки, её вручения и явки по повестке в военкомат, сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу;

3. доступ к информации Реестра повесток будет обеспечена:

    • путем предоставления авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток;

    • путем размещения информации о направлении повестки в личном кабинете на Портале государственных и муниципальных услуг (функций);

    • при личном обращении в МФЦ за получением выписки из Реестра повесток (об обращении гражданина в течение суток МФЦ проинформирует военкомат, направивший повестку).

Комментарий

Порядок ведения Реестра повесток, его оператор на настоящий момент Правительством РФ не определены, Реестр не создан. Нет пока порядка предоставления авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток (определяется оператором Реестра).

Дополнен порядок вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу

Повестки могут быть вручены одновременно в письменной и в электронной форме. Юридическая сила этих повесток одинакова.[4]

В письменной форме повестки вручаются:

  • лично работниками военкомата под расписку;

  • по месту работы (учебы) руководителями или другими ответственными за военно-учётную работу должностными лицами (работниками) организаций под расписку;

  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания. Будут считаться врученными в день доставки (вручения) соответствующих писем при наличии в уведомлении о вручении отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) письма гражданину.

Комментарий

Изначально предполагалось[6] установить, что повестки будут считаться врученными под расписку, если будут доставлены почтой не только гражданам, которым адресованы, но и совершеннолетним членам их семей или уполномоченным представителям. Но в принятом законе такое правило отсутствует.

В электронной форме повестки направляются:

  • в порядке и способами, которые будут установлены Правительством РФ, и считаются врученными с момента размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе. Управление формированием и рассылкой повесток военкоматов будет осуществляться с использованием Реестра воинского учёта.

Комментарий

Минцифры России сообщило, что в законе об электронных повестках прямо не указано, что они будут направлены через Портал государственных и муниципальных услуг (функций). Способы направления повесток должно установить Правительство РФ, но на настоящий момент они не установлены.

Если гражданин отказался от получения повестки, повестка гражданину считается врученной в день такого отказа.

Если у военкомата нет информации о вручении повестки лично, по почте или через личный кабинет, то она будет считаться врученной по истечении 7 дней с даты её размещения в Реестре повесток.

Если гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не получил повестку военкомата в период проведения призыва, он обязан в двухнедельный срок со дня начала следующего периода проведения призыва лично явиться в военкомат для сверки данных воинского учёта.

Введена возможность взаимодействия с военкоматом через Портал государственных и муниципальных услуг (функций)

Взаимодействие гражданина и военкомата через Портал

Военкомат будет:

  • оповещать о постановке на воинский учёт, снятии с него, о внесении изменений в документы воинского учёта (если эти действия осуществлены без личной явки гражданина);

  • информировать о ходе и результатах обработки обращений граждан;

  • рассылать уведомления о применении и снятии ограничительных мер;

  • предоставлять возможность доступа к информации, содержащейся в Реестре повесток, о направлении и получении повесток;

Комментарий

Вероятно, в будущем с использованием Портала все-таки будут рассылаться и сами повестки, о чём неоднократно заявляли инициаторы законопроекта. Но пока порядок и способы их вручения Правительством РФ не определены.

Гражданин будет:

  • предоставлять необходимые для осуществления воинского учёта документы и сведения;

  • обращаться для изменения сведений, содержащихся в записи Реестра воинского учёта;

  • подавать заявления для постановки на воинский учёт при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учётной специальности, приобретении гражданства РФ (для граждан, подлежащих постановке на воинский учёт);

  • подавать заявления о медицинском освидетельствовании при наличии оснований для предоставления отсрочки от призыва или права на освобождение от призыва;

  • сообщить о получении повестки после указанной в ней даты явки (срок для направления сообщения составляет две недели со дня получения повестки);

  • направлять жалобы в призывную комиссию субъекта РФ.

Заявления граждан, поданные в электронной форме, подписываются простой электронной подписью. Возможность взаимодействия через Портал не исключает возможности личного общения с военкоматом.

Взаимодействие работодателя и военкомата через Портал

1. Военкомат будет направлять:

  • запросы необходимых сведений;

  • повестки в электронной форме о вызовах граждан для вручения им;

  • уведомления о вынесении в отношении работника заключения о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и т.д.

2. Работодатель будет направлять:

  • сведения о гражданах, необходимые для ведения воинского учёта, оператору государственного информационного ресурса и военкомату (в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений (ранее срок составлял две недели));

  • сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учёте, но обязанных состоять (в течение 3 рабочих дней (ранее срок составлял две недели));

3. уведомления об увольнении работника при получении уведомления о вынесении в отношении него заключения о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и т. д.

Заявления организаций, поданные в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.

Временные ограничительные меры

Со дня вручения повестки (или даты, когда повестка считается врученной) в качестве временной меры, направленной на обеспечение явки по повестке, запрещается выезд из России. Решение о данной мере формируется автоматически в Реестре воинского учёта и действует до исполнения обязанности явиться по повестке в военкомат.

Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учёте, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер, направленных на обеспечение его явки, в виде:

  • запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве ИП;

  • запрета на постановку на учёт в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятый);

  • приостановки постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

  • ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами;

  • запрета на государственную регистрацию транспортных средств;

  • отказа в заключении кредитного договора, договора займа.

Комментарий

Также вносятся изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», согласно которым  кредитор обязан отказывать заемщику в заключении договора потребительского кредита (займа) до формирования в Реестре воинского учета решения об отмене временных мер. Но в общей норме закона о воинской обязанности и военной службе. Ограничений по кругу возможных заимодавцев нет, пока неясен механизм реализации этого запрета на практике в отношении организаций и частных лиц, не относящихся к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям, и будет ли он установлен.


Перечень временных ограничительных мер, представленный в законе, не исчерпывающий. Органы государственной власти субъектов РФ вправе ограничить получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций.

Решение о принятии временных ограничительных мер также автоматически формируется в Реестре воинского учёта.

Наложение ограничений может быть обжаловано в досудебном или судебном порядке. Досудебный порядок предусматривает рассмотрение жалобы в течение 5 календарных дней со дня её подачи, а в случае подачи жалобы через МФЦ – в течение 7 календарных дней со дня её поступления в МФЦ.

Комментарий

Наложение ограничительных мер возможно для граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе находящихся за пределами РФ и не явившихся в военкомат по повестке.

Какого-либо предельного срока действия ограничительных мер нет. Они отменяются в течение суток с момента явки гражданина по повестке о призыве или подтверждения уважительных причин неявки в автоматическом режиме.

Введен порядок досудебного обжалования решений

В призывную комиссию субъекта РФ возможно в досудебном порядке обжаловать:

  • решения об установлении временных ограничительных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военкомата;

  • решения военкомата об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре воинского учёта;

  • решения, принимаемые комиссией о постановке граждан на воинский учёт, о зачислении в запас или об освобождении от исполнения воинской обязанности;

  • решения (заключения) призывной комиссии о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва, об освобождении от призыва.

Введенный порядок подачи жалоб и их рассмотрения предусматривает право на обжалование решений гражданином, в отношении которого принято решение.

Досудебное обжалование не является обязательным.

Какая ответственность и за что может последовать

Новый закон не вносит какие-либо изменения в порядок и основания привлечения к административной, уголовной ответственности, не изменяет применимые санкции.

Административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учёту установлена статьей 21.5 КоАП РФ и предусматривает назначение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

К обязанностям по воинскому учёту относятся как неявка в установленный срок в военкомат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта, так и неявка по вызову (повестке) в установленные время и место без уважительной причины.

Перечень уважительных причин неявки также не претерпел изменений (п. 2 ст. 7 закона о воинской обязанности и военной службе), это:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).

Призывной комиссией в военкомате или впоследствии в суде уважительными могут быть признаны и иные причины.

Что касается уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу, то она предусмотрена ст. 328 УК РФ и предусматривает наказание вплоть до двух лет лишения свободы.

Уклоняющимся считается гражданин, который не явился без уважительных причин по повестке военкомата и таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву.

На наш взгляд, увеличились риски привлечения к ответственности для подлежащих призыву на военную службу граждан, находящихся за пределами РФ и не явившихся в военкомат по повестке, так как электронные повестки теперь могут быть им вручены (или считаться врученными).

О чем подумать

Обратной силы данный закон не имеет, так как очевидно ухудшает положение граждан. Вместе с тем, новые правила могут применяться в осенний призыв и во вторую волну мобилизации, если таковая состоится. Будут они применяться все или частично будет зависеть от обеспечения нормативной и технической возможности: будут ли приняты Правительством РФ необходимые акты, сформированы реестры.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы дать комментарии и рекомендации в связи с новым регулированием, оценить действия уполномоченных лиц на предмет их законности, помочь принять меры по защите прав и законных интересов компании и её работников.


[1] Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Перечисленные изменения, на наш взгляд, основные. Вместе с тем, закон содержит и иные нововведения.

[3] Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

[4] Военкомат может направлять также повестки для сверки сведений и получения документов воинского учёта. Порядок их направления и получения тот же.

[5] См.: Пояснительная записка к законопроекту.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.09.2022

Уголовная ответственность за следование санкциям

Из ролика вы узнаете возможна ли уголовная ответственность за следование санкциям, существует ли законодательная база для уголовной ответственности за следование антиросс...

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

22.04.2024

Налоговые новости. Дайджест 15-21 апреля 2024 г.

Главные новости: Ведомства согласовали поправки к законопроекту о криминализации «бумажных» начислений НДС; Закон...

16.04.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 1–14 апреля 2024

Проиндексированы пороги ущерба/преступного дохода по ряду экономических преступлений; определен порядок подготовки реше...