Загрузка...
22.04.2020
4 мин. на чтение

Временное смягчение отдельных требований валютного контроля со стороны Банка России в связи с распространением COVID-19

en

Опубликовано информационное письмо Банка России от 17.04.2020 N ИН-014-12/71 "О применении отдельных положений нормативных актов Банка России в сфере валютного контроля на период с 30 марта по 1 июля 2020 года".

В письме Банк России сообщает следующее:

- в срок представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций[1], не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 года (включительно);

- в случае несвоевременного представления либо непредставления резидентами указанных справок и документов по окончании периода с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно уполномоченные банки направляют органам валютного контроля информацию о нарушении при непредставлении резидентами таких документов до 22 июля 2020 года включительно.

comment.jpg22 июля – это дата истечения 15 рабочих дней, следующих за периодом с 30 марта по 1 июля 2020 года. Именно на такой порядок исчисления срока указано в дополнительном новостном сообщении Банка России по этому вопросу (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020 "Банк России утвердил дополнительные меры по защите интересов граждан, поддержке кредитования экономики, временному смягчению ПОД/ФТ и валютного контроля"[2]). 15 рабочих дней – это обычный срок представления документов и информации в рамках Инструкции № 181-И.

Одновременно в письме Банка России обращено внимание на необходимость соблюдения требований в отношении порядка и сроков проведения резидентом валютной операции по списанию денежных средств со своего расчетного счета, а также постановки импортного контракта на учет в уполномоченном банке.

Также Банком России разъясняется, что информация о нарушении резидентами обязанности репатриации по экспортным внешнеторговым контрактам направляется уполномоченными банками в обычные сроки.

В письме отмечено, что указанный подход согласован с ФТС России и ФНС России.

comment.jpg

Следует отметить, что сроки, о которых идет речь в письме, установлены на уровне Инструкции Банка России (от 16.08.2017 N 181-И). Изменения в инструкции по вопросам валютного контроля всегда вносились Указаниями Банка России. Диспозиция составов ст. 15.25 КоАП РФ, в которых установлена ответственность за нарушения сроков, сформулирована как несоблюдение (нарушение) установленных порядка (сроков).

Может ли информационное письмо Банка России считаться нормативным актом, установившим сроки (пусть и временные) – это вопрос, на который следует дать отрицательный ответ. Банк России принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, и нормативные акты в сфере валютного контроля подлежат регистрации в Минюсте России[3]. Да, сейчас необходима оперативность в принятии мер, и для банков данное письмо в любом случае является руководством к действию, но штрафы за несоблюдение сроков налагают налоговые и таможенные органы, а не банки.

Формально юридически письмо Банка России не изменяет сроки представления документов, установленные Инструкцией, а лишь предусматривает меры, направленные на невыявление органами валютного контроля соответствующих нарушений, так как банки не будут передавать информацию о них. Однако, например, налоговый орган (опять же, формально юридически) может выявить нарушения этих сроков самостоятельно в ходе налоговой проверки, после чего будет назначена проверка соблюдения валютного законодательства [4]. Лишь указание в письме Банка России, что подход согласован с ФТС России и ФНС России, позволяет предполагать, что данные ведомства намерены не штрафовать резидентов за соответствующие нарушения.

Также вызывает вопросы следующая формулировка новостного сообщения Банка России (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020): «Банк России предоставляет право кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций …». Если речь идет о праве, значит, кредитные организации вправе и не воспользоваться им. Но, вероятно, речь все же идет о том, что банки вправе не выполнять собственную обязанность по ведению учета нарушений в данной части, так как в другом письме (от 17.04.2020 N ИН-014-12/73) и в той же Информации Банка России разъяснено, что Банк России не будет применять к кредитным организациям меры за допущенные уполномоченными банками нарушения сроков передачи информации органам валютного контроля с 30 марта по 1 июля 2020 года.

О чем подумать, что сделать

Можно только приветствовать временное смягчение требований к срокам представления резидентами справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, в сложившейся ситуации.

Одновременно хотелось бы верить, что резидентов, представивших документы с нарушением обычного срока, но в пределах 22 июля 2020 г., в течение последующих двух лет (срок давности) не привлекут к административной ответственности со ссылкой на отсутствие у письма Банка России достаточной юридической силы и непринятие резидентом всех зависящих мер по избежанию нарушения.

С целью минимизации таких рисков рекомендуется проявлять осторожность и не откладывать представление в банк документов и информации, если имеется реальная техническая возможность их своевременного представления.

Также в сложившейся ситуации рекомендуется еще раз оценить совершаемые валютные операции и заключенные с нерезидентами договоры на предмет рисков нарушения валютного законодательства, которые могут возникать в условиях ограничительных мер, принимаемых государствами, и меняющихся экономических обстоятельств.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам выявления и снижения рисков привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства, в том числе проверить договоры и операции на валютные риски, оценить правомерность зачета встречных требований по договорам, обеспечить представление интересов организаций и их работников в органах валютного контроля и судах.



[1] Предоставление указанных справок и документов предусмотрено Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И.

[3] Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

[4] Пункт 18 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

01.08.2023

Бизнес просит ограничить вывоз золота физлицам и вернуть репатриацию валютной выручки

Бизнес-объединение «Деловая Россия» предложило Минфину внести изменения в подходы к валютному регулированию и валютному ...

07.04.2023

Работник переехал за рубеж и работает из-за границы удаленно. Чем рискует компания?

Представим: работник с начала пандемии работает дистанционно. Компании известен его адрес регистрации в Красноярске, но ...

19.12.2022

Правовые вопросы релокации сотрудников

02.12.2022

Поддержали как могли: топ законов года для бизнеса

Помимо банкротного моратория, ставшего уже классическим для кризисных ситуаций, власти попытались множеством других путей...