Новые условия
Сергей Спасеннов, старший партнер, руководитель петербургского офиса «Пепеляев Групп», замечает, что юридический консалтинг столкнулся с теми же проблемами и трудностями, что и большинство компаний, не входящих в перечень «жизненно важных» для страны. «Мы вынуждены были принимать срочные меры по переводу сотрудников на удаленную работу. В первую очередь это были технические трудности, но система обмена информацией и доступа к документам была быстро налажена»,— рассказывает он. [...] Эксперт добавляет, что второй квартал 2020 года был особенно напряженным, спрос на услуги сократился примерно на треть. «Многие крупные клиенты были вынуждены приостановить свои проекты, но появилось много запросов от средних и малых компаний, что ощутили и небольшие юридические фирмы, бизнес которых даже пошел в гору. Под конец года ситуация выровнялась, и мы почти вышли на допандемийный уровень загрузки»,— говорит он. [...]
Основные споры
По мнению экспертов, трендами юридического рынка в пандемию стали рост практик разрешения споров, банкротства, трудового права, комплаенса, налогового права. [...]
«Весь мир еще больше ушел в онлайн, а значит, сохранится и так же будет расти спрос на обслуживание технологических и IT-компаний, включая вопросы регулирования, интеллектуальной собственности, защиты персональных данных»,— добавляет господин Спасеннов.
Можно предположить, что государство попытается покрыть бюджетный дефицит за счет резких движений в фискальной сфере, замечают собеседники BG. Это вызовет повышенный спрос на высококвалифицированных налоговых и таможенных консультантов, добавляют эксперты.
[...]
Постоянство в предпочтениях
Что касается предпочтений клиентов, то участники рынка не заметили масштабных изменений в подходах к использованию консультантов и снижения интереса к их услугам. При этом, учитывая крайнюю нестабильность и нестандартность сложившейся вследствие пандемии ситуации, а также возросшие отраслевые риски, менеджмент предприятий зачастую прибегал к дополнительной оценке рекомендаций штатных юристов консультантами, чтобы иметь более проработанную позицию перед принятием решений. «С рядом вопросов компании столкнулись впервые, и у штатных юристов просто не хватало достаточного опыта и знаний в каких-то областях, поэтому обращение за помощью к консультантам было вполне ожидаемым и логичным шагом. Кроме того, инхаус-юристам сложно было оперативно реагировать на постоянные изменения федерального и регионального регулирования, а крупные консультанты могут себе позволить отслеживать и анализировать все нормативные акты и даже их проекты ежедневно»,— рассказывает о ситуации Сергей Спасеннов. [...]