Загрузка...
22.11.2021
6 мин. на чтение

Поправки в НК РФ о прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, Федеральным законом от 19.11.2021 № 371-ФЗ изменены нормы Налогового кодекса РФ об основаниях прекращения статуса участника РИП.

Прекращение статуса «реестрового» участника РИП

Пунктом 3 ст. 25.12 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для прекращения статуса участниками РИП, включенными в реестр участников.

До внесения изменений в качестве одного из таких оснований было названо вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и (или) его участника требованиям, установленным Кодексом и (или) законодательством субъекта РФ.

Принятым законом вносятся дополнения в подп. 2 п. 3 ст. 25.12 НК РФ. Теперь статус участника РИП подлежит прекращению также в случае, если налоговой проверкой будет выявлено «невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП».

Новые нормы напрямую допускают лишение участника РИП статуса не только за нарушение установленных законами требований, но и за невыполнение обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией.

Как следует из буквального прочтения нормы, одним из таких обязательств является обязательство по финансированию капитальных вложений РИП. Эта обязанность инвестора прямо предусмотрена Кодексом (подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ). Вместе с тем, норма в новой редакции не уточняет, какие иные «обязательства, предусмотренные инвестиционной декларацией», могут стать основанием для прекращения статуса участника РИП.

Кодекс не содержит обязательств или показателей РИП, формирующих инвестиционную декларацию, отсылая к подзаконным актам. Форма инвестиционной декларации участника РИП утверждена Приказом ФНС России от 05.02.2014 № ММВ-7-3/38@.

В соответствии с утвержденной формой в инвестиционной декларации помимо показателей в части сумм финансирования РИП отражаются объем производимых товаров, количество создаваемых рабочих мест, налоговые платежи от реализации проекта, объем затрат по видам, график и срок реализации проекта, источники финансирования. При этом многие показатели фиксируются на каждый год реализации проекта.

Таким образом, инвестиционная декларация помимо обязательства по финансированию проекта предусматривает ряд нефинансовых показателей, недостижение которых может рассматриваться налоговыми органами как невыполнение обязательств, предусмотренных декларацией. При этом ни Налоговым кодексом, ни региональными законами не определены допустимые пределы отклонений показателей РИП (обязательств).

Вступление в силу новой редакции нормы создает значительные риски для организаций, реализующих РИП. Прекращение статуса участника РИП по результатам налоговой проверки влечет обязанность налогоплательщика восстановить и уплатить в бюджет всю «сэкономленную» сумму налога на прибыль и соответствующие пени за весь период нахождения организации в реестре участников РИП (подп. 2 п. 5 ст. 288.2 НК РФ). Соответственно, вступление в силу указанных изменений приведет к тому, что любое отклонение в показателях инвестиционной декларации РИП может быть использовано в качестве основания для возврата полученных ранее льгот.

В результате, формальное несоответствие заявленным показателям создает риск лишения участника РИП налоговых льгот, даже если федеральные и региональные требования к РИП, его участникам и к заявленному объему инвестиций полностью выполнены.

Вряд ли такой подход соответствует целям института РИП - привлечение инвестиций в экономически проблемные регионы. Возможно, при разработке закона в очередной раз допущены недочеты законодательной техники, что и привело к появлению неясной формулировки, которая влечет риски для действующих участников РИП и, видимо, заставит усомниться в эффективности этого института тех, кто только планировал им стать. Остается надеяться, что эта неясность будет в самое ближайшее время устранена внесением новых поправок в п. 3 ст. 25.12 НК РФ.

Восстановление налога в результате прекращения статуса участника РИП по основаниям, не связанным с нарушением требований

Поправками внесены изменения в подп. 1 п. 5 ст. 288.2 НК РФ, которым установлены условия для полного восстановления и уплаты в бюджет налога на прибыль «реестровыми» участниками РИП, статус которых прекращен по основаниям, не связанным с выявленными по результатам налоговой проверки нарушениями – заявление участника или прекращение юридического лица (подп. 1, 3, 4 и 5 п. 4 ст. 25.12 НК РФ).

Если ранее условием для восстановления «сэкономленной» суммы налога на прибыль было невыполнение инвестором «требования к общему объему капитальных вложений, предусмотренного РИП», то теперь - «невыполнение условия осуществления им капитальных вложений в объеме, предусмотренном РИП».

Для того чтобы уяснить суть поправок, необходимо обратиться к Пояснительной записке к законопроекту[1]. Как поясняют его разработчики, изменения вносятся в норму в связи с тем, что в ней не определено, что понимается под требованием к общему объему капитальных вложений: это требование к минимальному объему капитальных вложений, установленное п. 4 ч. 1 ст. 25.8 Кодекса, или это объем капитальных вложений, зафиксированный в инвестиционной декларации участника РИП. 

Таким образом, новая редакция подп. 1 п. 5 ст. 288.2 НК РФ «уточняет», что основанием для восстановления «сэкономленной» суммы налога на прибыль является именно невыполнение условия осуществления капитальных вложений в объеме, предусмотренном инвестиционной декларацией. Достижение минимального порога капитальных вложений, указанного в Кодексе, для этих целей значения не имеет.

Обязанность возвратить в бюджет суммы «сэкономленных» налогов ставится в зависимость от выполнения условия инвестиционной декларации об объеме капиталовложений. Возможно, при недостижении объема финансирования проекта инвестору будет целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в инвестдекларацию в части уменьшения объема капитальных вложений.

Однако необходимо учитывать, что организация, вероятнее всего, столкнется с отказом в этом требовании, если снижение общего объема финансирования составит в совокупности более чем 10% по отношению к уровню, заявленному в первоначальной инвестиционной декларации (п. 3 ст. 25.12 НК).

Прекращение статуса «внереестрового» участника РИП 

Поправками «уточняется» содержание п. 3 ст. 25.12-1 НК РФ, которым определены налоговые последствия утраты статуса участниками РИП, для которых не требуется включение в реестр.

Напомним, что год назад данная норма уже подвергалась изменениям[2]. Было установлено, что, если в ходе налоговой проверки будет выявлено невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП, применение льгот по налогу на прибыль и НДПИ будет прекращено с начала налогового периода, в котором данным участником было допущено несоответствие.

После появления прошлогодних поправок мы обращали внимание на то, что законодателем допущена очевидная ошибка, поскольку измененная норма распространяется на участников РИП, для которых не требуется включение в реестр, а такие участники инвестиционные декларации не подают и применяют налоговые льготы на основании поданных заявлений (п. 1 ст. 25.11, п. 1 ст. 25.12-1 НК РФ)[3].

И вот, спустя год, внесены новые «уточняющие» изменения в п. 3 ст. 25.12-1 НК РФ. Теперь применение льгот по налогу на прибыль и НДПИ «внереестровыми» участниками РИП прекращается, в том числе, на основании решения по результатам налоговой проверки, которой было выявлено «невыполнение участником РИП заявленного объема произведенных капитальных вложений в рамках РИП».

О чем подумать, что сделать

Законом предусматривается, что внесенные в Налоговый кодекс поправки начинают действовать с 1 января 2022 г. Вместе с тем, в Пояснительной записке к законопроекту указывается, что поправки представляют собой «меры по уточнению отдельных положений Налогового кодекса». Уточнение закона предполагает, что по сути закон не меняется и правовое регулирование остается прежним. Это означает, что налоговые органы могут начать применять новые нормы ретроспективно к уже реализуемым РИП. 

Однако, очевидно, что некоторые из вышеизложенных поправок существенно изменяют содержание законодательных норм и по существу устанавливают новые правила. Принимая во внимание принцип стабильности, закрепленный инвестиционным законодательством, вопрос о применимости новых правил к уже реализуемым инвестиционным проектам достаточно неоднозначен. Полагаем, что каждая ситуация требует отдельного анализа. 

Учитывая масштабность налоговых последствий в случае несоответствия участника РИП инвестиционным условиям, бизнесу следует взвешенно подходить к принятию решения о вхождении в РИП, тщательно контролировать соответствие реализуемого проекта требованиям закона и условиям инвестиционной декларации, а при необходимости своевременно вносить в декларацию изменения. 

Помощь консультантов 

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь в правовом сопровождении участников РИП в ходе проведения мероприятий налогового контроля, оценить налоговые риски, связанные с прекращением статуса участника РИП, а также разобраться со сроками вступления новых правил в силу и их действием во времени.

[1]  https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145997-7.
[2] Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3]  https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/popravki-v-nk-rf-o-posledstviyakh-prekrashcheniya-statusa-uchastnika-regionalnogo-investitsionnogo-p/


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...