В рамках дискуссии «Девелопмент в Ленинградской области: курс на переходный период» руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге Елена Крестьянцева рассказала о новом институте КРТ (комплексное развитие территории), который теперь введен в Градкодекс.
Впервые появилась возможность лишать права собственности в соответствии с целесообразностью. Если местная администрация считает использование конкретной территории неправильным или недостаточно эффективным, то она вправе применить этот институт, оперативно изъять земельные участки и передать их под застройку третьим лицам.
В срок до 1 июля 2017 года администрации населенных пунктов должны скорректировать ПЗЗ таким образом, чтобы предусмотреть в них территории, где комплексное развитие возможно. В Санкт-Петербурге это «серый пояс» - промышленные зоны, которые используются неэффективно, будут отданы под застройку, несмотря на то, что на этой территории есть собственники, арендаторы, и эти территории эксплуатируются. В отношении Ленинградской области предположительно это также будут промышленные зоны, которые целесообразно, например, застроить жильем, либо какими-то коммерческими объектами.
Может быть два вида КРТ: по инициативе правообладателя и по инициативе органа местного самоуправления. Правообладатели - это собственники, безвозмездные пользователи и арендаторы на срок более 5 лет. КРТ по инициативе правообладателя прописано в законе, по мнению Елены Крестьянцевой, во многом для того, чтобы сделать вид, что правообладатели тоже могут получить какую-то выгоду от введения этих норм. На самом деле, конечно, нормы введены для крупных девелоперов, застройщиков, которые и будут ими пользоваться.
В законе установлены допустимые нормы обеспеченности коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой, на этом сделан большой акцент. Для строительства инфраструктуры правообладателям могут быть предоставлены и дополнительные участки в государственной и муниципальной собственности без проведения торгов, а не только те, которые они уже имеют.
Схема выглядит следующим образом. Правообладатели должны за свой счет подготовить проект планировки и проект межевания территории и отправить их на утверждение в местный орган самоуправления. Если проект проходит утверждение, то заключается договор с администрацией о КРТ и в указанные в договоре сроки правообладатель осуществляет КРТ.
Непонятно, правда, зачем это может быть нужно собственникам, если они и так могут решать, что они хотят строить на своем участке. У арендаторов может быть больше причин пользоваться этим институтом, т.к. можно, например, поменять назначение участка.