Загрузка...
18.02.2019
3 мин. на чтение

Налоговая переинвентаризация

Владельцы квартир и домов получили шанс снизить налог на имущество за последние три года. Во многих регионах рассчитанные по «советской» стоимости недвижимости налоги оказались выше, чем по ее реальной цене. Их права 15 февраля защитил Конституционный суд России. В спорной ситуации оказалась многодетная мать Ольга Низамова, в 2013 году купившая на окраине Барнаула небольшой дом для проживания и ведения личного подсобного хозяйства. Его инвентаризационная стоимость составляла почти 3,2 млн рублей, в связи с чем фискальная служба формально правильно предложила собственнице заплатить налог в размере 47,6 тысячи рублей. Тогда как кадастровая цена недвижимости не превышала 2,9 млн рублей, а соответствующий налог – всего 2,9 тысячи (в 16,5 раз меньше). Попытки домовладельца доказать несправедливость использования «старой» стоимости и соответствующей ставки не увенчались успехом. Обращаясь в Конституционный суд России, Ольга Низамова указывала на нарушение принципа равноправия всех граждан страны. Ведь при одинаковых обязанностях налоговая нагрузка на равноценное имущество может многократно различаться в зависимости только от региона нахождения жилья или иной недвижимости.

Комментирует Сергей Пепеляев, главный редактор журнала «Налоговед», управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп»: «Инвентаризационная стоимость – рудиментарный показатель для расчета базы налога на имущество физических лиц. Для ее исчисления восстановительная стоимость объекта определяется на основе строительных цен 1969 года с применением коэффициентов перерасчета. Тогда как за пятьдесят лет изменилось все: технологии строительства, материалы, пожарные, санитарные и другие нормативы, стандарты комфортного жилья и др. Сейчас никто не будет возводить такое же строение, как построенное в середине прошлого столетия. Сама идея восстановительной стоимости, основанная на реалиях, представлениях, идеологии полувековой давности, явно ущербна.

При исчислении инвентаризационной стоимости физический износ жилых зданий определяется по техническому состоянию и нормативному сроку службы конструкции (сроку эксплуатации). Указанные обстоятельства приводят, например, к тому, что квартиры в старинных зданиях, расположенных в престижном историческом центре города, имеют «копеечную» инвентаризационную стоимость, а квартиры в удаленных новостройках – максимальную. Относительно кадастровой (или рыночной) стоимости объекта недвижимости инвентаризационная стоимость может быть как выше, так и ниже.

Порядок исчисления инвентаризационной стоимости полностью определяется ведомственными нормативными актами, такое регулирование нельзя назвать подзаконным. Ключевым актом служит Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденный Минстроем России в 1992 году, который никогда не был официально опубликован.

В свою очередь региональные органы исполнительной власти фактически не только устанавливают коэффициенты пересчета стоимости, но действуют гораздо шире. Они утверждают методики расчета инвентаризационной стоимости, искажают экономическое содержание коэффициента пересчета восстановительной стоимости, используют различные базовые цены в качестве основы для применения повышающих коэффициентов, вводят дополнительные коэффициенты к инвентаризационной стоимости, устанавливают цены для определения восстановительной стоимости и используют недопустимые критерии дифференциации коэффициента ее пересчета. 

Благодаря отсутствию законодательных рамок, архаичности, фрагментарности, сложносочиненности, разобщенности и скрытности ведомственного и регионального регулирования исполнительная власть пользуется возможностью повышать налогообложение граждан, формально не вмешиваясь в полномочия законодателя, но произвольно изменяя методологию оценки налогооблагаемого имущества граждан.

При этом механизм судебной коррекции инвентаризационной стоимости, установленной формально в соответствии с ведомственными и другими актами, но по существу несправедливо выше рыночной, отсутствует. Действующим законодательством не определен орган, уполномоченный проверять достоверность установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества. 

Таким образом, ни на законодательном, ни на ведомственном, ни на судебном уровне не реализуется требование Налогового кодекса РФ о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.02.2024

Итоги 2023 года: ключевые события юридического регулирования фармацевтического бизнеса.

Из ролика вы узнаете о ключевых событиях юридического регулирования фармацевтического бизнеса в 2023 году.

Смотреть

15.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка

Продолжаем обзоры налоговых тем, которые не дошли до рассмотрения высшими судами, но интересны с точки зрения развития налогового...

15.04.2024

Подтвержденные нотариусом обстоятельства в налоговых спорах

Продолжая тему доказательств в налоговых делах, автор исследует нотариально удостоверенный допрос. О том, какие процессуально-правовые...

15.04.2024

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика....

15.04.2024

Новая редакция пункта 1 статьи 129.3 НК РФ: проблемы толкования

Нормы, устанавливающие публично-правовую ответственность, должны отвечать высоким стандартам с точки зрения ясности и непротиворечивости....