Загрузка...
25.09.2018
3 мин. на чтение

Налог на дополнительный доход для нефтяной отрасли: новые стимулы и новые риски

19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 199-ФЗ, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Соответствующие поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.

Сегодня компании, занимающиеся нефтедобычей, уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Основной недостаток этого налога состоит в том, что при налогообложении не принимаются во внимание затраты компаний на разработку месторождений; налог взимается, исходя из объемов добытой или экспортируемой нефти. Особенность же налога на дополнительный доход (НДД) заключается в его исчислении с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. По сравнению с действующим НДПИ новый механизм предполагает существенно более низкую налоговую нагрузку до момента выхода проекта на окупаемость. Предполагается, что это позволит повысить рентабельность проектов, сократить объемы и сроки привлечения заемных средств для реализации проектов, обеспечить приток инвестиций в разработку истощенных и нетрадиционных запасов. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы. 

Налог будет применяться не на всех месторождениях. В начальный период предусматривается его распространение только на месторождения (как новые, так и зрелые), расположенные в обозначенных в законе границах, а также на участки недр, пользующиеся льготой по экспортной пошлине. Необходимо учитывать, что для всех этих месторождений обязанность по уплате НДПИ также сохранится, однако на льготных условиях.

Объектом обложения НДД является дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на обозначенных участках недр, который определяется как разница между расчетными доходами от добычи и суммой фактических и расчетных расходов по добыче за календарный год. Ставка налога составляет 50% налогооблагаемой базы.

Формирование налоговой базы с учетом произведенных расходов порождает у налоговых органов опасения, связанные с тем, что компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая базу. Даже несмотря на то, что законом предусмотрено ограничение предельно допустимых затрат, полагаем, что основное внимание налоговых органов будет уделено именно контролю за обоснованностью расходов. 

Практические сложности для компаний будут связаны с необходимостью обособления расходов, относящихся к участкам недр, в отношении которых исчисляется НДД. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов будет определяться налогоплательщиками самостоятельно. В отсутствие четких норм о распределении прямых и косвенных издержек компаниям потребуется разработать свои методики. Облегчить этот процесс призвана предусмотренная законом возможность обращения в налоговый орган с заявлением о согласовании порядка распределения расходов. Вместе с тем это не исключает вероятность возникновения споров с налоговым органом уже на этапе такого согласования.

Внимательным образом следует также отнестись к распределению издержек в группе. Понимая, что компаниям выгодно раздувать издержки того субъекта, который платит НДД, налоговые органы сосредоточат внимание в том числе и на внутригрупповых расходах. При этом необходимо учитывать, что одновременно законом расширен перечень контролируемых сделок. Так, теперь контролируемыми сделками в соответствии с правилами трансфертного ценообразования будут признаваться сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком НДД и доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД. При этом сумма доходов по таким сделкам за год должна превышать 60 млн рублей.

Сложный процесс администрирования НДД неизбежно приведет к разногласиям с налоговыми органами, поэтому от компаний требуется взвешенно подойти к переходу на новый режим налогообложения. Учитывая добровольный характер такого перехода, важно своевременно отслеживать формирующуюся нормативную базу, в частности разработанные ФНС России проекты приказов, касающиеся порядка представления налоговых деклараций, согласования порядка распределения расходов и другие. С учетом наращиваемого темпа разработки новых нормативных требований и близости момента внедрения новых правил к работе по их соблюдению лучше приступить заранее.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Андрей Микулин
Руководитель Сахалинского офиса
a.mikulin@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

21.03.2019

В большом долгу

«Фонтанка» посчитала, кто из крупных предприятий приносит Петербургу наибольшую пользу в финансовом плане. Крупнейшие ...

17.12.2018

Демонополизация и "плохие" контрагенты: эксперты обсудили проблемы ТЭК

Демонополицация как ответ на санкции, правильная проверка контрагентов и проблемы с налогом на недвижимость: на организованной...

27.11.2017

Двухтомник «Налоговое право»

1) Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: 2020  2) Налоговое право. Особенная часть / Под...

20.11.2017

Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Просвещение, 2021.

Авторский коллектив объединил научных сотрудников и выпускников ведущих вузов страны, опытных юристов-практиков. В учебнике...