Обзор изменений законодательства о противодействии коррупции за 2022 г.
Антикоррупционные изменения в законодательстве о закупках
Принят Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». Закон принят во исполнение пп. «а» и «б» п. 15 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг.Уточнены понятия «конфликта интересов» и «личной заинтересованности»
С 01 января 2023 действует новое определение конфликта интересов. В новой редакции уточнили, что должностные лица заказчика не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юридическими лицами, участвующими в закупке.Кроме того, с 01 июля 2022 для целей Федерального закона № 44-ФЗ используется понятие «личная заинтересованность», установленное Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Расширен перечень лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Теперь к таким лицам относятся:- руководитель заказчика;
- член комиссии по осуществлению закупок;
- руководитель и работники контрактной службы, а также контрактный управляющий (в случае проведения закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ).
Уточнен перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ
С 01 июля 2022 г. ими не могут быть:- физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе;
- физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки; должностные лица органов контроля, указанных в ч. 1 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.
Введена новая обязанность члена комиссии по осуществлению закупок
Теперь члены комиссии по осуществлению закупок обязаны сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии.НОВОСТИ СТАТИСТИКИ: КОРРУПЦИЯ
За январь-ноябрь 2022 г. сотрудниками ОВД было выявлено 33 170 преступлений коррупционной направленности, что на 0,9% больше, чем в январе-ноябре 2021 года.
Из них больше половины (18 395) связаны со взяточничеством, что на 7,2% выше, чем в прошлом году.
График 1. Динамика количества зарегистрированных коррупционных преступлений (2013-2022 гг.) по данным Генпрокуратуры РФ
По данным Генпрокуратуры РФ, раскрываемость преступлений коррупционной направленности в январе-ноябре 2022 г. составила 98%. В сравнении с тем же периодом в 2021 году, данный показатель остался на прежнем уровне.
Комментарий
Итак, наблюдается небольшое снижение количества коррупционных проявлений. Однако степень коррумпированности в России все еще остается высокой. Кроме того, наблюдается рост количества преступлений, связанных со взяточничеством.
ТРЕНД: ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА
Последние годы российский бизнес сталкивается с большим количеством новых рисков в связи с происходящим санкционным давлением, ответным контрсанкционным регулированием, а также множеством изменений в российском законодательстве, принятых в 2022 году. Комплаенс как ключевая методика профилактики правовых рисков трансформируется в соответствии с требованиями времени и потребностями субъектов корпоративного сектора.
Способы трансформации гражданско-правовых обязательств под новые санкционные реалии:
- Односторонний отказ от исполнения договора в случае включения контрагента в санкционные списки («санкционная оговорка»).
Отсутствие такой оговорки может привести к ситуации расторжения договора через суд со ссылкой на существенное изменение обстоятельств, что может временно ограничить экономическую свободу компании.
- Включение в договор заверений о существенных обстоятельствах.
Стороны заверяют друг друга, что на момент заключения договора к ним или к контролирующим лицам не применены санкции. Стоит заметить, что при предоставлении недостоверных сведений контрагент вправе потребовать возмещение убытков или уплату неустойки.
- Включение в договор формулировки о «форс-мажоре».
Несмотря на то, что в судебной практике санкции не признаются обстоятельством непреодолимой силы, они могут повлиять на отсрочку срока исполнения обязательств.
- Разработка новых видов расчетов по контрактам.
Компании предусматривают возможность проведения расчетов в альтернативных валютах (например, если оплата в долларах или евро невозможна), увеличение сроков предоставления денежных средств и др.
Законопроект об ответственности за следование санкциям Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации», № 102053-8 // Система обеспечения законодательной деятельности.
В настоящий момент находится на рассмотрении Госдумы. Законопроектом предлагается дополнить ч. 2 чт. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ квалифицирующим признаком «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации». За такие деяния предлагается ввести наказание до 10 лет лишения свободы.
Повышенная ответственность будет наступать при наличии следующих условий:
- преступление совершено лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;
- такое лицо использовало свои полномочия вопреки законным интересам организации;
- действие лица причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, и при этом одновременно преследовало две цели:
- извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда этим лицам;
- исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации, которым были введены ограничительные меры против Российской Федерации.
Важно!
Руководствам компаний стоит иметь ввиду, что их действия могут быть расценены правоохранительными органами как непосредственная поддержка антироссийских санкций, т.к. совершая их они фактически принуждают контрагентов к следованию антироссийским ограничениям.
Рекомендации при выстраивании системы корпоративного комплаенса с фокусом на новые виды рисков:
- усиливайте профилактику антисанкционных и репутационных рисков
- обновите матрицу регуляторных и коррупционных рисков
- обеспечьте проведение постоянного мониторинга внешних и внутренних факторов, влияющих на бизнес-процессы и персонал компании
- уточните подходы к due diligence деловых партнеров
- включите в цепочку согласования бизнес решений новые функциональные подразделения
- организационно, методически и технически усиливайте комплаенс – функцию в организации