Загрузка...
17.02.2023
5 мин. на чтение

Обзор изменений законодательства о противодействии коррупции за 2022 г.

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

Антикоррупционные изменения в законодательстве о закупках

Принят Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». Закон принят во исполнение пп. «а» и «б» п. 15 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг.

Уточнены понятия «конфликта интересов» и «личной заинтересованности»

С 01 января 2023 действует новое определение конфликта интересов. В новой редакции уточнили, что должностные лица заказчика не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юридическими лицами, участвующими в закупке.

Кроме того, с 01 июля 2022 для целей Федерального закона № 44-ФЗ используется понятие «личная заинтересованность», установленное Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Расширен перечень лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Теперь к таким лицам относятся: 
  • руководитель заказчика;
  • член комиссии по осуществлению закупок; 
  • руководитель и работники контрактной службы, а также контрактный управляющий (в случае проведения закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ).

Уточнен перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ

С 01 июля 2022 г. ими не могут быть:
  • физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе; 
  • физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); 
  • физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки; должностные лица органов контроля, указанных в ч. 1 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

Введена новая обязанность члена комиссии по осуществлению закупок

Теперь члены комиссии по осуществлению закупок обязаны сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии.


НОВОСТИ СТАТИСТИКИ: КОРРУПЦИЯ

В этом году наши следователи установили 24,6 млрд рублей причиненного ущерба от коррупционных преступлений. По сравнению с прошлым годом размер возмещенного в ходе следствия ущерба увеличился на 65% (с 2,7 млрд рублей до 4,5 млрд рублей). Кроме того, наложен арест на имущество коррупционеров на сумму свыше 57 млрд рублей, что в два раза превышает результаты 2021 года.


За январь-ноябрь 2022 г. сотрудниками ОВД было выявлено 33 170 преступлений коррупционной направленности, что на 0,9% больше, чем в январе-ноябре 2021 года. 

Из них больше половины (18 395) связаны со взяточничеством, что на 7,2% выше, чем в прошлом году.

График 1. Динамика количества зарегистрированных коррупционных преступлений (2013-2022 гг.) по данным Генпрокуратуры РФ

График.PNG

За январь-ноябрь 2022 г. размер материального ущерба, причиненный преступлениями коррупционной направленности, составил 48 531 308 руб. Это на 17,6% меньше, чем в январе-ноябре 2021 года.

По данным Генпрокуратуры РФ, раскрываемость преступлений коррупционной направленности в январе-ноябре 2022 г. составила 98%. В сравнении с тем же периодом в 2021 году, данный показатель остался на прежнем уровне.

Комментарий

Итак, наблюдается небольшое снижение количества коррупционных проявлений. Однако степень коррумпированности в России все еще остается высокой. Кроме того, наблюдается рост количества преступлений, связанных со взяточничеством.


ТРЕНД: ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА

Последние годы российский бизнес сталкивается с большим количеством новых рисков в связи с происходящим санкционным давлением, ответным контрсанкционным регулированием, а также множеством изменений в российском законодательстве, принятых в 2022 году. 

Комплаенс как ключевая методика профилактики правовых рисков трансформируется в соответствии с требованиями времени и потребностями субъектов корпоративного сектора.

Способы трансформации гражданско-правовых обязательств под новые санкционные реалии:

  1. Односторонний отказ от исполнения договора в случае включения контрагента в санкционные списки («санкционная оговорка»).

    Отсутствие такой оговорки может привести к ситуации расторжения договора через суд со ссылкой на существенное изменение обстоятельств, что может временно ограничить экономическую свободу компании.

  2. Включение в договор заверений о существенных обстоятельствах.

    Стороны заверяют друг друга, что на момент заключения договора к ним или к контролирующим лицам не применены санкции. Стоит заметить, что при предоставлении недостоверных сведений контрагент вправе потребовать возмещение убытков или уплату неустойки.
     
  3. Включение в договор формулировки о «форс-мажоре».

    Несмотря на то, что в судебной практике санкции не признаются обстоятельством непреодолимой силы, они могут повлиять на отсрочку срока исполнения обязательств.

  4. Разработка новых видов расчетов по контрактам.

    Компании предусматривают возможность проведения расчетов в альтернативных валютах (например, если оплата в долларах или евро невозможна), увеличение сроков предоставления денежных средств и др.

Законопроект об ответственности за следование санкциям Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации», № 102053-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. 
 

В настоящий момент находится на рассмотрении Госдумы. 

Законопроектом предлагается дополнить ч. 2 чт. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ квалифицирующим признаком «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации». За такие деяния предлагается ввести наказание до 10 лет лишения свободы.

Повышенная ответственность будет наступать при наличии следующих условий:

  1. преступление совершено лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;

  2. такое лицо использовало свои полномочия вопреки законным интересам организации;

  3. действие лица причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, и при этом одновременно преследовало две цели:
    • извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда этим лицам;
    • исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации, которым были введены ограничительные меры против Российской Федерации.
При этом предложенное в законопроекте понимание злоупотребления должностными полномочиями дает правоохранительным органам повод полагать, что ответственность по ст. 201 УК РФ возможна при «следовании санкциям» и сейчас. Этот вывод следует из самой логики законопроекта: им предлагается не ввести новую ответственность, а усилить якобы уже существующую.

Важно!

Руководствам компаний стоит иметь ввиду, что их действия могут быть расценены правоохранительными органами как непосредственная поддержка антироссийских санкций, т.к. совершая их они фактически принуждают контрагентов к следованию антироссийским ограничениям.

Рекомендации при выстраивании системы корпоративного комплаенса с фокусом на новые виды рисков:

  • усиливайте профилактику антисанкционных и репутационных рисков
  • обновите матрицу регуляторных и коррупционных рисков
  • обеспечьте проведение постоянного мониторинга внешних и внутренних факторов, влияющих на бизнес-процессы и персонал компании
  • уточните подходы к due diligence деловых партнеров
  • включите в цепочку согласования бизнес решений новые функциональные подразделения
  • организационно, методически и технически усиливайте комплаенс – функцию в организации

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.05.2023

Сделка «взамен». Взыскание замещающих убытков с контрагента за неисполнение обязательств по договору

Из ролика вы узнаете о «замещающей» сделке или сделке «взамен», об основных признаках такой сделки, о том, что не может быть доказательством сделки «взамен», о судебной п...

Смотреть

01.06.2023

Правовые и методические проблемы стандартизации комплексной юридической проверки

Авторы статьи – эксперт «Пепеляев Групп» Сергей Таут и руководитель группы «Форензик» крупного банка Иван Бурский – исследуют...

07.04.2023

Научно-практическая конференция «Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях»

6 апреля состоялась научно-практическая конференция «Развитие антикоррупционного законодательства и комплаенса в новых условиях»,...

01.02.2023

Трансформация комплаенса в корпоративном секторе

Последние годы российский бизнес сталкивается с большим количеством новых рисков. Особенно остро они проявились в связи ...

25.01.2023

Эксперты Уполномоченного рассказали об инструментах выявления конфликта интереса в закупках

Об этом в ходе семинара на тему «Инструменты комплаенс- контроля при взаимодействии с контрагентами. Комплаенс контроль ...