Налог на прогресс вместо прогрессивной шкалы НДФЛ
Как же получилось, что правительство, не дожидаясь первого чтения, вынуждено срочно дорабатывать собственный законопроект? Да еще по такому важнейшему для страны событию, как первый шаг к прогрессивному налогообложению.
Как известно, по итогам состоявшегося 23 июня обращения к населению президент поручил правительству подготовить поправки, повышающие до 15% ставку НДФЛ с доходов более 5 млн руб. При этом было поручено определить «виды доходов, к которым применяется указанная налоговая ставка».
Исходя из поручения, президенту повышенная ставка видится лишь для отдельных видов доходов. Вместо этого Минфин – главный разработчик налоговых законопроектов –предложил брать два дополнительных процента со всех видов доходов, с одним лишь изъятием – доходы от продажи недвижимости или в виде подаренной недвижимости. Исключение трудно объяснимое: ведь если человек владел проданным имуществом более пяти лет (а в ряде случаев достаточно и трех лет), доход от продажи вообще не облагается НДФЛ. Не нужно платить налог и с подаренной членами семьи или близкими родственниками недвижимости. Почему потребовалось дать поблажку именно спекулятивным сделкам с недвижимостью и дорогим подаркам от чужих (!) людей, в пояснительной записке к законопроекту не объясняется. Комитет Госдумы по бюджету и налогам на этот вопрос в своем заключении тоже не отвечает, но предлагает сохранить ставку 13% для доходов от продажи любого имущества, а не только недвижимости.
Не остался без внимания профессионального сообщества и зубодробительный текст законопроекта, понять который трудно даже специалистам. Но не это говорит о крайне формальном исполнении финансистами президентского поручения.
Налог – дело семейное
Один из принципов, закрепленных в Налоговом кодексе с 1998 года, гласит: налоги не могут быть произвольны – они должны иметь экономическое основание. Экономическая солидарность (по-простому говоря – «делиться надо») допустима в отношении избыточного дохода, создающего возможности для демонстративного потребления и чрезмерных накоплений. Но является ли доход избыточным, можно понять, только если оценить доход не отдельного человека, а всего домохозяйства, – ведь налоговая платежеспособность лица, проживающего в одиночку, и тех, кто живет семьей, разная. А общепризнанный принцип равенства налогообложения означает, что лица, имеющие различную платежеспособность, не могут облагаться одинаково.При прогрессивной шкале ставок экономическим субъектом налогообложения не может выступать отдельный человек, поэтому в цивилизованных странах прогрессивная шкала основана на принципе семейного налогообложения. Нельзя сказать, что российскому законодательству семейное налогообложение совсем не знакомо. Так, не облагается налогами обмен между членами семьи и близкими родственниками. Да и «родственные» связи компаний тоже учитываются – организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков, с 2012 г. вправе исчислять и уплачивать единый налог на прибыль.
Поэтому доход, после превышения которого удерживается повышенный налог, должен рассчитываться для супругов совокупно – 10 млн руб. (исходя из предложенной в законопроекте суммы) на двоих. Цифровые технологии сегодня позволяют определить супружеские связи, и именно налоговая служба ведет Федеральный регистр сведений о населении. Налогообложение семьи позволит выполнить требования статьей 7 и 72 обновленной российской Конституции – о защите и государственной поддержке важнейших социальных институтов семьи и брака.
Еще одно никак не обоснованное решение – вне всякой связи с повышением ставки в законопроект неожиданно включены нормы, лишающие граждан с доходами, полученными только от операций с ценными бумагами и иной подобной экономической активности, права на использование стандартных и социальных вычетов – лечение, обучение и т. п. А это уже нарушение конституционного права на реализацию общечеловеческих ценностей. Они теряют и право на вычет сумм пожертвований, хотя не далее как в июне 2020 г. коммерческим организациям было предоставлено право учитывать расходы на благотворительность.
И что самое удивительное – повышая НДФЛ на людей с относительно высокими, но отнюдь не заоблачными доходами, государство одновременно предоставляет «регрессивную скидку» владельцам зарубежных компаний – им достаточно будет заплатить в бюджет всего лишь 5 млн руб. в год и неважно, сколько миллиардов заработали их иностранные компании.
Начать с ренты
Трудно принять, что Минфину неведомы ни базовые понятия экономики налогов и права, ни регулирующая функция налогов, ни конституционные нормы. Многие налогоплательщики уверены, что это лишь первый, пробный шар. А ведь речь идет о росте нагрузки на средний класс – пусть и на верхний его сегмент, то есть на тот самый человеческий капитал, внедряющий различного рода инновации, на профессионалов, за которых идет конкуренция между компаниями и даже странами. Поражая этих обеспеченных, но еще не богатых людей в правах по сравнению с владельцами иностранных компаний, чиновники не приближаются к социальной справедливости в обществе, а отдаляются от нее. А именно социальная справедливость лежит в основе концепции законопроекта, говорится в заключении профильного комитета.Одобряемая большинством идея прогрессивного налогообложения, как мы видим, может быть дискредитирована в самом начале. Необходимо переработать законопроект при подготовке ко второму чтению, тщательно отобрав доходы, заслуживающие повышенной налоговой нагрузки. Не стоит стричь 2% с «трудовых доходов», то есть облагаемых одновременно страховыми взносами, поскольку совокупная налоговая нагрузка на такие выплаты и без того высока. Начинать нужно с рентных, пассивных доходов. При этом по дивидендам стоит учесть, что из-за налога с прибыли компании всегда имеет место двойное экономическое налогообложение. Законодателю следует принять во внимание семейный статус налогоплательщиков и сделать законопроект в целом более «социально справедливым».
У правительства и Госдумы еще есть время исправить недоделки. Иначе в этом вопросе придется разбираться Конституционному суду.