Загрузка...
17.07.2017
3 мин. на чтение

Налоги: новые риски для красноярских предпринимателей

В конце июня в силу вступили изменения в законодательстве, существенно усиливающие имущественную ответственность бенефициаров, участников и членов органов управления юрлиц. Законодательные новшества DK.RU прокомментировал юрист компании «Пепеляев групп» Максим Любченко.

В чем актуальность?


“Неизбежны только две вещи – смерть и налоги”, – писал Бенджамин Франклин, однако даже он вряд ли мог предполагать, что одна из них неизбежнее другой: юридическая “смерть” не освобождает организацию от обязанности по уплате фискальных платежей, перелагая соответствующее бремя в порядке субсидиарной (дополнительной) ответственности на контролирующих ее лиц, в том числе уже после ликвидации или признания банкротом самого юридического лица.

Значительный опыт специалистов нашей компании показывает, что известная законодательная формула “участники не отвечают по долгам юридического лица” воспринимается зачастую слишком буквально: среди многих клиентов, обращающихся к нам за юридической помощью распространено ошибочное суждение о довольно легком избавлении от всех долгов созданной ими организации при помощи процедур банкротства или банального прекращения какой-либо коммерческой деятельности и последующей ликвидации.

Однако такой подход не верен с правовой точки зрения и таит в себе достаточно серьезные риски для членов органов управления юридических лиц.

Что было?


Согласно п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, если несостоятельность (банкротство) должника наступила в результате действий и (или) бездействия контролирующих его лиц, то последние в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам своим собственным имуществом.

При этом закон не требует отдельного доказывания причинной связи между действиями (бездействием) контролирующих лиц и наступившей несостоятельностью (банкротством) в случаях, когда задолженность организации по налогам и сборам превышает на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности.

В этом случае суд будет исходить из того, что именно действия участников органов управления юридического стали причиной наступившей несостоятельности (банкротства) возглавляемой ими организации.

Однако до 28.06.2017 г. налоговый орган мог предъявить такое требование контролирующим лицам только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) и только до завершения конкурсного производства.

Что стало?


При банкротстве


Изменениями в Закон о банкротстве, внесенными Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ, впервые законодатель предусмотрел возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве. 

Теперь заявление о субсидиарной ответственности может быть подано как во время конкурсного производства, так и в течение трех лет после его завершения, а также после возвращения заявления о банкротстве или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью имущества должника для финансирования судебных расходов.

В последних случаях заявление будет рассматривать арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве по правилам о взыскании убытков в порядке ст. 53.1 ГК РФ, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей контролирующее лицо действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

При исключении недействующего юридического лица


Не спасет контролирующих лиц от субсидиарной ответственности и исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего.

Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены серьезные изменения в Закон об ООО, предусматривающие, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ отныне влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что контролирующие лица действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

Над чем подумать?


Комментируемые изменения в законодательстве подтверждают общий тренд усиления ответственности контролирующих лиц, направленный на недопущение неисполнения юридическими лицами обязательств перед кредиторами.

Наш опыт сопровождения дел о банкротстве и, в частности, проектов, связанных с ответственностью контролирующих лиц, показывает, что во многих случаях риски обусловлены недостаточной информированностью собственников и менеджеров компаний относительно последствий несоблюдения норм, регламентирующих ответственность контролирующих лиц, в том числе Закона о банкротстве. 

В связи с этим рекомендуем на всех этапах деятельности юридических лиц учитывать требования норм ГК РФ и законодательства о банкротстве и последствия их несоблюдения.

 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...