Загрузка...
11.04.2022
5 мин. на чтение

Зачет встречных требований может нарушать требование об обязательной продаже валютной выручки

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что опубликовано официальное разъяснение Банка России по вопросу обязательной продажи валютной выручки[1]. Из разъяснения следует, что исполнение обязательств по экспортным договорам иным способом, чем платеж на счет в уполномоченном банке, в общем случае нарушает требование об обязательной продаже.

1. Обязательная продажа и репатриация

Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 запретил зачисление резидентами иностранной валюты на свои зарубежные счета и ввел обязательную продажу 80 % валютной выручки, зачисленной на счета в уполномоченных банках.

По состоянию на начало 2022 г. обязанность репатриации валютной выручки по экспортным внешнеторговым договорам, заключенным или исполняемым в иностранной валюте, была частично отменена[2] (ее сохранили лишь для экспорта отдельных видов сырьевых товаров), в том числе она была отменена при оказании услуг и выполнении работ. Вместо нее была введена обязанность обеспечить прекращение обязательств способами, разрешенными российским законодательством[3]. Это означало возможность исполнения обязательств по таким договорам иным способом, например, путем зачета встречных требований.

Поскольку репатриация выручки – инструмент, обеспечивающий обязательную продажу иностранной валюты, закономерно возникал вопрос, означают ли положения Указа № 79 восстановление обязанности репатриации. До настоящего времени норм, прямо восстанавливающих эту обязанность, не принято. В п. 2 Указа № 79 говорится об обязательной продаже иностранной валюты, «зачисленной на счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов», а не «подлежащей зачислению на счета».

Банк России 4 апреля 2022 г. разъяснил, что:

  • «В системной взаимосвязи данные положения Указа № 79 подразумевают необходимость зачисления всей экспортной валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, в целях ее дальнейшей обязательной продажи. Таким образом, исполнение обязательств по внешнеторговым экспортным контрактам возможно путем зачисления денежных средств от нерезидентов на банковские счета в уполномоченных банках либо без зачисления денежных средств на банковские счета в уполномоченных банках в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4, 5, 7, 9, 11 и 13 части 2 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ»;

  • «Положения пункта 2 Указа № 79 … а также положения подпункта «б» пункта 3 Указа N 79 … распространяются на все внешнеторговые экспортные контракты и не содержат исключений в отношении внешнеторговых экспортных контрактов, требование о репатриации по которым с 1 июля 2021 года отменено».

В разъяснении названы случаи, когда денежные средства могут не зачисляться на счета в уполномоченных банках – это все разрешенные случаи зачета из ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании (в сфере рыбного промысла, международных перевозок, перестрахования и пр.). Среди разрешенных исключений также названа ситуация оплаты нерезидентами местных расходов резидентов при строительстве объектов за пределами территории РФ (по смыслу Указа № 81[4] резидент также должен получить разрешение Правительственной комиссии на такое зачисление на зарубежный счет). Прочие исключения из ч. 2 ст. 19 Закона в разъяснении Банка России не указаны.

Из разъяснений следует, что во всех остальных случаях, не названных Банком России, экспортная валютная выручка должна зачисляться на счета в уполномоченных банках.

Таким образом, исполнение обязательств нерезидента иным способом, чем оплата на счет в уполномоченном банке (в том числе путем зачета встречных требований), будет нарушать требование об обязательной продаже валютной выручки.

Данное официальное разъяснение Банка России имеет обязательную силу на всей территории РФ[5].

Фактически речь может идти о восстановлении обязанности репатриации по экспортным внешнеторговым договорам в иностранной валюте.

По рублевым договорам обязанность репатриации была частично отменена еще в 2020 г.[6] Но по таким договорам территориальные налоговые органы вопреки разъяснениям ФНС России[7] толкуют нормы об отмене репатриации таким образом, что репатриация отменяется (полностью или поэтапно) только для экспорта несырьевых и отдельных видов сырьевых товаров, но не для оказания услуг, выполнения работ. В настоящее время налоговые органы формируют соответствующую судебную практику[8].

Поэтому отмена обязанности репатриации сейчас фактически сохраняется только для рублевых договоров на экспорт отдельных видов товаров.
В то же время Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ вправе выдавать разрешение на зачисление выручки на зарубежные счета, что подтверждено в разъяснении Банка России.

2. Ответственность в случае нарушения требований

Ответственности за неисполнение обязанности по обязательной продаже валютной выручки в настоящее время не установлено. Ранее соответствующие штрафы были предусмотрены в ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ, их размер составлял от 75 до 100 % непроданной суммы валютной выручки.

При зачете встречных требований также не возникает оснований для штрафа по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, так как не совершается валютной операции.

В такой ситуации речь идет о риске привлечения к ответственности по ч. 4 (или ч. 5.2) ст. 15.25 КоАП РФ за нерепатриацию выручки. Может быть вменено, что поскольку есть норма об обязательной продаже, значит, соответствующая сумма выручки должна быть для этого репатриирована, следовательно, исполнение обязательств иным способом влечет неисполнение требования о репатриации.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем провести проверку совершаемых операций по внешнеторговым экспортным договорам на предмет соблюдения правил продажи валютной выручки.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют успешный опыт представления интересов резидентов в органах валютного контроля и судах, готовы оказать помощь в выявлении рисков нарушения валютного законодательства при заключении договоров с нерезидентами, а также предоставить иную необходимую юридическую поддержку по вопросам, связанным с применением валютного законодательства.


[1] Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 № 3-ОР «О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"».

[2] Часть 8 ст. Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (введена Федеральным законом от 28.06.2021 № 223-ФЗ).

[3] Часть 4 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

[4] Подпункт «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81.

[5] Пункт 13 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95.

[6] Часть 4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

[7] Пункт 2.4 письма ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@.

[8] Например, решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2021 по делу № А40-110908/21, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу № А40-45111/2021.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

28.02.2024

Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках. Сергей Пепеляев и Щербак Е.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках» Елизаветой Щербак...

Смотреть

19.03.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 4–17 марта 2024

Обновлены требования к резидентам по взносам в уставный капитал иностранных компаний; предложено изменить особенности п...

18.03.2024

Банк России опубликовал новые условия оплаты резидентами вкладов в уставные капиталы юридических лиц – нерезидентов

12 марта 2024 г. было опубликовано решение рабочей группы Банка России от 06.03.2024 № ПРГ-12-3/534, устанавливающее н...

06.03.2024

Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Законопроект № 553750-8, предусматривающий запрет...

05.03.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 19 февраля – 3 марта 2024

Реклама на инфоресурсах иноагентов будет запрещена; скорректированы правила заключения СПИК; условия осуществления инв...