Загрузка...
12.04.2022
4 мин. на чтение

В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за соблюдение иностранных санкций на территории России

en
В Государственную Думу внесен проект федерального закона, согласно которому следование антироссийским санкциям будет считаться тяжкой формой злоупотребления должностными полномочиями[1].

Что предложено изменить

Предлагается дополнить часть вторую статьи 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ квалифицирующим признаком «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации». За такие деяния предлагается ввести наказание до 10 лет лишения свободы как за тяжкое преступление (срок давности по такой категории дел – десять лет).

Таким образом, повышенная ответственность будет наступать при наличии следующих условий:
  1. преступление совершено лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;
  2. такое лицо использовало свои полномочия вопреки законным интересам организации;
  3. действие лица причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства и при этом одновременно преследовало две цели:

  • извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесение вреда этим лицам;
  • исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации, которым были введены ограничительные меры против Российской Федерации.

Несмотря на ряд условий, установленных в ст. 201 УК РФ, в свете предлагаемого Проектом широкого понимания злоупотребления полномочиями под подозрением с угрозой возбуждения уголовного дела может оказаться практически любое действие (бездействие) руководства компании, направленное на соблюдение внешних санкций. К примеру, это может быть разрыв договорных отношений с лицом, попавшим в санкционный список, или включение в проект договора с потенциальными контрагентами особой оговорки.

Цель следования санкциям может подразумеваться и в ситуациях, характерных для обычной хозяйственной деятельности, например, при наличии действий, которые руководство обычно предпринимает в условиях неустойчивого финансово-экономического положения компании (увольнение сотрудников, прекращение деятельности, сокращение инвестиций). 

Субъекты преступления по ст. 201 УК РФ

Согласно примечанию 1 к ст. 201 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров, или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях. При этом под действие данных норм не подпадают действия должностных лиц государственных корпораций и коммерческих организаций с долей государственного владения более 50 процентов.

Данная ответственность распространяется как на российских, так и на иностранных граждан.

Борьба мнений

По мнению одного из инициаторов Проекта, следование компаниями иностранным санкциям внутри страны является косвенным свидетельством их поддержки со стороны такого бизнеса. Инициатива введения ответственности за следование санкциям прозвучала еще в 2018 г. Однако бизнес-сообщество высказалось категорически против. Так, по мнению РСПП, законопроект мог ограничить взаимодействие с иностранными партнерами и инвесторами, ухудшить деловой климат и снизить инвестиции в национальную экономику. Не поддерживает РСПП и новую законодательную инициативу. Члены союза опасаются двойного давления на предпринимательский сектор (внешнего и внутреннего), что в конечном счете станет триггером к ускоренному и массовому выходу компаний с российского рынка.

Движение Проекта

Законопроекты о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ должны сопровождаться положительными отзывами Верховного суда РФ и Правительства РФ. К пакету документов приложен положительный отзыв Верховного суда, однако в карточке законопроекта пока нет отзыва Правительства РФ.

По сообщениям деловых изданий, 4 апреля Проект рассматривался на Правительственной комиссии по законотворческой деятельности. «Российская газета» – официальный печатный орган Правительства РФ – приводит следующее содержание отзыва: «Концептуальных возражений в части указанных мер уголовной ответственности не имеется, так как государство вправе устанавливать уголовную ответственность за общественно опасные деяния, которые причиняют существенный вред и не могут быть предотвращены с помощью иных правовых средств». При этом, уверяет официальное издание, правительственные эксперты высказали ряд технических замечаний, которые должны быть учтены при доработке проекта в Госдуме. 

Необходимо дождаться опубликования официального отзыва Правительства РФ, от содержания которого во многом зависит перспектива Проекта. Однако независимо от рассмотрения Проекта в Госдуме предложенное в нем крайне широкое понимание злоупотребления должностными полномочиями дает правоохранительным органам повод полагать, что ответственность по ст. 201 УК РФ возможна при следовании санкциям и сейчас. Этот вывод следует из самой логики Проекта: им предлагается не ввести новую ответственность, а усилить якобы уже существующую, тогда как законопроектом 2018 года предлагалось включить в УК РФ совершенно новую статью 284.2 «Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией».

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оценить действия руководства компании на предмет уголовно-правовых рисков ответственности за следование санкциям с учетом происходящих изменений в законодательстве и его толковании, а также разработать меры по защите прав и законных интересов компании и ее руководителей.


[1] Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации», № 102053-8 (далее – Проект); https://sozd.duma.gov.ru/bill/102053-8.

Banner_PGInvestmentBot.png

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.01.2024

Интервью с Айдаром Султановым. Руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Татарстане

В интервью Айдар Султанов рассказывает о своем опыте работы руководителем юридического управления ПАО «Нижнекамскнефтехим», сложностях последних лет работы в юридической ...

Смотреть

19.03.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 4–17 марта 2024

Обновлены требования к резидентам по взносам в уставный капитал иностранных компаний; предложено изменить особенности п...

18.03.2024

Банк России опубликовал новые условия оплаты резидентами вкладов в уставные капиталы юридических лиц – нерезидентов

12 марта 2024 г. было опубликовано решение рабочей группы Банка России от 06.03.2024 № ПРГ-12-3/534, устанавливающее н...

06.03.2024

Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Законопроект № 553750-8, предусматривающий запрет...

05.03.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 19 февраля – 3 марта 2024

Реклама на инфоресурсах иноагентов будет запрещена; скорректированы правила заключения СПИК; условия осуществления инв...