Загрузка...
10.04.2024
4 мин. на чтение

Чем обернется для российской фармы появление комиссии по принудительному лицензированию?

Последние два года в фармацевтической отрасли России назревает вопрос об обеспечении доступности жизненно важных лекарств для пациентов: в разных регионах страны регулярно появляются сигналы о нехватке лекарства. Чаще всего проблему удавалось быстро решить, однако ситуация усложнилась с отказом компании Novo Nordisk поставлять семаглутид, внесенный в перечень ЖНВЛП. Достаточно быстро на государственном уровне было принято решение о выдаче российским производителям принудительной лицензии, несмотря на то что патент на семаглутид все еще продолжает действовать.

Комментирует партнер, руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Константин Шарловский: «Отмечу, что выдача Правительством РФ разрешений на использование изобретений без согласия патентообладателя в порядке ст.1360 ГК РФ – так называемое принудительное лицензирование – не является де-юре лицензированием. Скорее – решением уполномоченного органа о том, что использование патента конкретным лицом может происходить без согласия патентообладателя, что не будет признаваться нарушением прав патентообладателя (т. е. патентообладатель не будет иметь в этом случае права требовать прекращения использования, выплаты компенсации за нарушение, признания произведенных товаров контрафактными). Принудительные лицензии и сейчас выдаются, но по решению суда – в порядке ст. 1362 ГК РФ. В качестве актуального примера можно привести дело по принудительной лицензии на препарат «Трикафта» (постановление суда по интеллектуальным правам от 16.01.2024 № С01-2475/2023 по делу № А40-185112/2022).

Создание же подкомиссии, которая будет рассматривать вопросы о выдаче разрешений на использование изобретений без согласия патентообладателей и, главное, определение порядка ее работы, может рассматриваться в качестве механизма, обеспечивающего большую прозрачность процедуры. В течение более чем двух лет с момента выдачи первой «принудительной лицензии» в отношении патентов, относящихся к препаратам с МНН ремдесивир, процедура оставалась своего рода «черным ящиком». Теперь же правительство установило порядок подачи заявки на получение «принудительной лицензии», ее сроки рассмотрения и обязательный пререквизит – наличие отказа патентообладателя (либо отсутствие ответа) на требование о предоставлении лицензии на изобретение «на условиях, соответствующих установившейся практике». Какие именно условия имеются в виду в постановлении, не конкретизировано. Вместе с тем сам факт институционализации правового инструмента, предусмотренного ст. 1360 ГК РФ, может свидетельствовать о том, что у органов государственной власти имеются планы по его активному использованию в будущем.

Тем не менее на текущий момент остается неясным, каковы критерии принятия решения о выдаче «принудительной лицензии», в какие сроки и в отношении каких лиц оно может приниматься. Исходя из комментариев ФАС России в СМИ, основной причиной обычно становилось нежелание разработчика ЛП снижать цену на свой товар. Известны также публичные комментарии со стороны ФАС относительно того, что аналогичная логика была применена в кейсе с разрешением на использование патента на семаглутид, и, более того, ее применение планируется в подобных случаях и в будущем. Как можно судить из указанных комментариев представителей госоргана, как минимум в ситуации с ремдесивиром речь не шла ни об отказе разработчика от поставок препарата в РФ, ни об ограничении объемов поставки, а равно отсутствовали претензии в отношении качества импортного препарата.

Кроме того, в постановлении № 380 определены критерии, предъявляемые к заявителю и к комплектности заявки, но ничего не говорится о критериях в отношении определения обстоятельств для выдачи разрешения как «ситуации крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан». Отсутствие таких критериев затрудняет оценку потенциальных рисков компаниями – разработчиками оригинальных препаратов (в т. ч. российскими), что в целом осложняет и без того непростую работу по обеспечению доступности инновационных препаратов. Заявительный характер выдачи разрешений также ставит вопрос относительно обеспечения конкуренции между российскими производителями в рамках такой процедуры.

Необходимо отметить и неясность положения нового пункта № 6, вносимого в Постановление Правительства РФ № 1767 от 18 октября 2021 года. В нем идет речь о том, что выплата компенсации за использование патента по ст. 1360 ГК РФ должна осуществляться на счет типа «О», однако используемая в 380-м постановлении формулировка может толковаться как минимум двумя путями. Первый вариант: необходимость использования и чрезвычайность ситуации возникли в связи с недружественными действиями иностранных государств, т. е. оплата на счет типа «О» должна осуществляться только в отношении тех изобретений, при выдаче «принудительной лицензии» на которые правительством обозначена конкретная причина использования механизма ст. 1360 ГК РФ. Однако, исходя из практики, в распоряжениях Правительства РФ причина выдачи разрешения на использование не указывается, за исключением констатации ситуации крайней необходимости (например, распоряжение Правительства РФ № 3937-р от 27 декабря 2023 года).

Второй вариант толкования (в рамках которого наличие в пункте фразы относительно связи с недружественными действиями не учитывается) предполагает, что любые компенсации по ст. 1360 ГК РФ должны перечислять на счета типа «О», что в свою очередь ухудшает положение «лицензиаров», в т. ч. являющихся резидентами так называемых дружественных государств, как в сравнении с действующими до этого положениями Постановления Правительства РФ № 1767, так и с действующими поныне положениями указа президента РФ № 322 от 27 мая 2022 года, который не требует использования счета «О» для расчета в таких ситуациях. Иные варианты предполагали бы не буквальное, но исключительно телеологическое толкование акта, в связи с чем предсказать содержание таких вариантов представляется на текущий момент проблематичным.

В целом целесообразность широкого использования такого инструмента в качестве рычага давления на разработчиков лекарств для целей снижения последними закупочной цены оставляет вопросы, так как:
  • в законодательстве определены иные процедуры, которые позволяют достичь таких целей (например, Правила регистрации цен на ЖНВЛП, Федеральный закон о госзакупках 44-ФЗ, Федеральный закон о защите конкуренции 135-ФЗ и др.);
  • частое обращение к «принудительным лицензиям» может иметь в качестве побочного действия сокращение количества регистраций и, соответственно, доступности инновационной лекарственной терапии в РФ, снижение стимула инвестировать в фармотрасль, в том числе со стороны крупных компаний из так называемых дружественных стран (например, Китай и Индия)».
Источник: GxP news

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

23.04.2024

Как работают индикаторы риска для проведения внепланового контроля

Минздрав в начале апреля значительно расширил перечень индикаторов риска нарушений в сфере обращения лекарственных средств....

23.04.2024

Обеленные требования. Правительство планирует ограничить сроки действия обязательных требований из «белого списка»

Большая часть нормативных актов, регулирующих обращение лекарств и медизделий, а также работу их производителей и участников...

16.04.2024

Территория моратория. Как суды оценивают значимость лекарств и БАД для проверок

Президент в конце февраля анонсировал планы отказаться от тотального моратория на проверки в следующем году. Еще в 2023 ...

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...